"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (339) от 16.03.2006 г.

Берег левый, берег правый

Александр ДАВИДЕНКО

В галерее им. А. Мыльникова в Энгельсе открылась выставка «Художники Саратова на левом берегу». Не останавливаясь на достаточно невыразительных произведениях некоторых авторов, обратимся к обзору того, что вызывает наибольший интерес.

Если отвлечься от не вызывающего возражений, но не имеющего отношения к самой работе, высказывания : «Время собирать камни», то перед нами очень интересный и глубокий «исторический пейзаж» П. Маскаева. Фронтально развернутая гряда величественных валунов, белеющих на фоне бледно-зеленых холмов, с монументальной статикой и материальным воплощением не осознаваемого, но инстинктивно ощущаемого некоего древнего первоначала по эмоциональному строю и сдержанно-пассеистической трактовке образов родственна киммерийским пейзажам К. Богаевского.

Целая серия экспрессивных работ со звучным колоритом, убедительно говорящих о творческом подъеме, представлены Ю. Пашкиным. Романтичен и пластически немногословен Р. Батаршин, нередко демонстрирующий радостное многоцветие. Яркий, эмоционально насыщенный и в то же время очень декоративный портрет В. Чудина «Лида» - это своеобразное живописное признание в любви. Глубоко психологична работа Т. Хахановой «Мама. 1998 г.». Замечательное чувство цвета и обобщенной формы проявляет Л. Маханькова в своих многочисленных натюрмортах.

Монументальны, обречены быть носителями героического начала, но не лишены эротичности женские скульптуры А. Щербакова (серия «Хищницы»), рядом с которыми мирно соседствуют лиричный «Ангел» и ироничный «Гудини».

Минорные гармонии сине-зеленых тонов, сдержанные, но упрямые ритмы деревьев и фигур создают скорбно-величественную картину, некоторое мистическое таинство в двух работах В. Мошникова «На берегу». Гуаши А. Трубецкова «Восточная ночь. Триптих» не только по-хорошему декоративны, но своей колористической лаконичностью, композиционной выверенностью и многозначительной недосказанностью являются образцами пиктографического письма. Интересен прием художественной контаминации в его же коллажах «Посвящение Малевичу».

«Утро на ул. Соколовой» С. Кондратьева - это по-фальковски плотная и тщательно разработанная фактура живописной поверхности с использованием «грязного цвета», обогащенного разнообразными и сложными оттенками, без ярких цветных пятен. Доставила удовольствие своими радостными и чувственными «Цветущими ирисами. 1998 г.» М. Милавина. «Крымский пейзаж» Т. Желниной удивительно точно передает саму атмосферу этого края. Светлое «Благовещение» Е. Панферовой воспринимается скорее ассоциативно, через сдержанную витражность, как изобразительный прием. Солнечный «Духосошественский собор» С. Осиповой удачно сочетает мягкую графичность с локальными цветовыми контрастами чуть обозначенных фигур переднего плана и фоновой поверхности светлых стен собора, испещренных многочисленными стремительными рефлексами. Большие эскизы Н. Чечневой «Волга у Змеевых гор» и «Над Волгой. Осень» позволяют надеяться, что при некотором усилии из них могут родиться неплохие работы. Хороший этюд в светлой гамме получился у Л. Вальковой («Осень. Троицкий собор»).

Типичные образцы «салонного» искусства демонстрирует Н. Шафеев. Это гладкая, «зализанная», но пустая, с «кричащей» левой стороной «Волга. Бабье лето» и более интересный с точки зрения живописи, но с «убитым» левым краем (тенденция, однако) и слишком активным плетением самой постройки, нарушающим композиционную целостность, «Букет сирени. В беседке».

Наполовину удачен пейзаж В. Карякина «Осеннее утро. Волга». Хорошо прописанный лесной массив, в котором стволы берез словно маскируются слегка колеблющимися тонкими ветвями и постепенно растворяются в теплой гамме, характерной для солнечной осенней поры, разрушается грубым передним планом со вставшей дыбом водной поверхностью, которая вот-вот обрушится на раму. Примером банального решения задачи является его же «Лесное озеро» с навязчивой симметрией, театральными кулисами и слащавыми женскими фигурками.

О работах Н. Дубового можно сказать словами Р. Фалька, что «сознание художников, независимо от них самих, отравляется волной скучного натурализма». Композиции случайны, не продуманны, общая концепция работ не прорабатывается глубоко.

Хотя на этой выставке не представлены многие интересные, творчески активные художники и немало вещей, весьма сомнительных по своим художественным достоинствам, надо признать, что качество этой экспозиции гораздо выше многих отчетных областных, и в этом, несомненно, большая заслуга сотрудников самого музея, проявивших активность в сборе материала. Также вызывает уважение и вместе с тем огорчение поистине подвижническая деятельность «бойцов культурного фронта», работающих в плохо отапливаемых помещениях и пытающихся сохранить последние островки некогда большой территории искусства.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16032006161653&oldnumber=339