"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (339) от 16.03.2006 г.

Жильё на века

Чтобы удовлетворить потребность в квартирах, области нужны не только деньги, но и качественные стройматериалы

Маргарита СПИРИЧЕВА

Президентская программа «Доступное жилье» в нашей области может застрять на полпути. Уже давно посчитано, что наша область ежегодно нуждается во вводе 1 миллиона квадратных метров жилья. Только в этом случае будет возможно удовлетворить спрос на квартиры. А платежеспособный спрос с помощью ипотеки может серьезно опередить предложение. Дело в том, что только однажды области удалось ввести миллион квадратных метров жилья - за счет незавершенного строительства. Сейчас мощность областной стройиндустрии уменьшилась, она может выдать не больше 480-500 тысяч квадратных метров. И проблема преимущественно не в самих строительных компаниях (их в последнее время в область приходит довольно много), а в строительной индустрии. Об этом мы беседуем с Анатолием СОКОЛОВЫМ, долгое время проработавшим в муниципальной и исполнительной власти в коммунальной сфере, а сейчас возглавляющим «Союз коммунальных предприятий».

- Доступного жилья в Саратове сейчас практически нет: строители предпочитают строить в центре города, и квартиры в этих домах большой площади. Соответственно, высока и стоимость. Доступное жилье должно быть более компактным. Мало этого, сейчас сдаются голые стены, в новые квартиры невозможно въехать без предварительного дорогостоящего ремонта, а ведь ипотека это предполагает. По федеральным нормам готовое жилье должно стоить 10-12 тысяч рублей за квадратный метр. А у нас без отделки стоит 15 тысяч и выше. Поэтому люди идут на вторичный рынок жилья, и цены там растут неприличными темпами. Плюс существует проблема коммуникаций, которые перегружены, а прокладывать новые пока никто не торопится. Остро необходима модернизация существующих мощностей подачи воды и тепла. И нужны качественные стройматериалы, чтобы жилье стояло хотя бы лет 100, а не 25.

- А разве сейчас применяются некачественные строительные материалы?

- Судите сами. Например, ни одна стройка не обходится без песка. Его, как правило, берут из карьера и сразу везут на стройку. Однако в песке зачастую есть глиняные примеси, которые снижают прочность бетона, асфальтобетона, покрытий. Качественный бетон с годами должен только набирать прочность, а у нас он, как правило, размывается, поэтому разрушаются фундаменты, возникают просадки, и стены рушатся. Кроме того, в карьере состав песка неоднородный, его никто не контролирует, не промывает, поэтому и бетон из него получается не равномерного качества. Ведь как делают бетон на стройплощадке: лопата песка, две лопаты цемента, щебня (соотношения варьируются в зависимости от марки цемента), и начинают мешать. Но у песка и щебня тоже должна быть своя марка, не только у цемента! И за качество должен нести ответственность производитель. Сейчас одним из наших партнеров, фирмой «Газсбытсервис», строится песчаный завод в Ртищевском районе, который может производить песок высокого качества и для стекольной промышленности, и для строительных объектов, и для очистных сооружений. Песок на нем будет очищаться от примесей и сортироваться по калибру гранул. Мелкие фракции используются в штукатурных работах, средние – в бетонных, крупные – для фильтров, очищающих воду от механических примесей. Будет завод производить и строительные смеси. К ним уже привыкли, они есть на рынке, но не в тех объемах, в каких нуждается стройиндустрия. Новый завод обеспечит и количество, и качество. Запуск планируется в этом году.

- Ну, наверное, не в одном песке дело. Например, министр инвестиционной политики Александр Жандаров недавно сказал, что кирпичные заводы не загружены, потому что у нас не хватает извести.

- Да. Для строительства, как правило, нужен кирпич, а для производства кирпича нужна известь – пластификатор, который добавляется в кирпич, увеличивая его прочность. Мы с партнерами тоже занимаемся этой проблемой. Завод извести пока находится в проектировании, но уже на последней стадии. Уже определена площадка: известь будут производить на Чапаевском заводе в Ершове, используя существующий карьер ООО «Саратовавтодор». Стоит добавить, что близко от нашей области аналогичного завода нет. Второй главный компонент строительства – щебень. Саратовские месторождения щебня не отвечают требованиям по долговечности, которые должны применяться в строительстве. Континентальный климат с резкими перепадами температур приводит к тому, что щебень начинает разрушаться. Поэтому очень важна его морозостойкость, например, для дорог нужны марки от 1000 и выше. Единственный приличный карьер в нашей области находится в Ивантеевке, но он маломощный. Однако непромытый щебень с глиняными примесями имеет сниженную прочность. Сейчас щебень нужного качества доставляется тем же «Газсбытсервисом» из Павловского карьера в Липецкой области. Но проблема в том, что если везти стройматериалы из-за пределов области, то на цену сильно влияет железнодорожный тариф, который удваивает цену: щебень стоит дешевле, чем его перевозка.

- Вы уверены, что строительные компании захотят пользоваться этими качественными стройматериалами? Ведь качество обычно поднимает цену. А как вы сами сказали, жилье у нас и так дорогое…

- Возможно, они и будут работать по старинке, если их не будут принуждать к повышению качества государственные органы. Зачем строить много плохих зданий? Но госорганы при этом должны поменять свою политику и быть расширены. Сейчас есть много вопросов к государственному контролю в сфере строительства. Строительные фирмы, как известно, контролирует архитектурно-строительный надзор. Они проверяют документы, выезжают на стройку, смотрят акты выполненных работ – то, что им предоставляют. При этом лаборатории для проверки примененных материалов используются ведомственные. То есть информация может оказаться недостоверной. А качество начинается с материалов. Есть еще жилищная инспекция, которая должна следить за правильной эксплуатацией зданий. Но эти инспекции, можно сказать, существуют только номинально: численности их сотрудников не может хватить для более-менее действенного контроля.

- Как сами власти относятся к вашим проектам? Помогают или мешают?

- По-разному. В прошлом году мы с «Газсбытсервисом» предлагали построить 5-ю очередь водопровода в Саратов. 5-я очередь – это насосная станция в Пристанном, очистные сооружения в Дубках, откуда вода будет поступать в Саратов. Существующие сейчас очистные сооружения на ВК-2 – это опасный объект в центре города в очень плохом техническом состоянии. Там идут огромные утечки. Насосная станция находится в оползневой зоне, поэтому есть риск оставить город без воды. Этот комплекс не нужно реконструировать, это закапывание денег в землю. «Союз коммунальных предприятий» начал готовить проектную документацию по 5-й очереди водопровода, но город даже инвестиционный договор с нами не подписал. При этом муниципальный «Водоканал» параллельно разрабатывает аналогичный проект. Зачем мэрии самой разрабатывать проекты водоснабжения, когда это может сделать бизнес? И эта вода не будет намного дороже, поскольку тарифной политикой занимаются местные органы самоуправления, а предельный уровень тарифов утверждается государством.

Сейчас на каждый рубль, вложенный в строительство жилья, нужно еще рубль вложить на энергетику и строительную индустрию. Но если деньги в жилье вкладывают жители, которые зачастую не могут сразу предложить крупную сумму и расплачиваются годами, то в строительную инфраструктуру может вкладывать бизнес, ведь она сразу начнет окупаться. Бизнес уже начинает входить в коммунальное хозяйство. Ему это интересно. Существующая тарифная политика позволяет при обновлении основных фондов получать прибыль. Например, если обновить оборудование котельных, то можно снизить и потребление газа, и себестоимость тепла и электричества. Этот вопрос могут решить муниципальные власти.

- Какой интерес в этом для вашей организации? Она же не занимается непосредственными инвестициями?

- Наш «Союз» - это союз работодателей. Он занимается развитием стройиндустрии и энергетических комплексов под строительство жилья. Он заинтересован в развитии отрасли, в том, чтобы эти предприятия уважали. А это произойдет только тогда, когда будут развиваться сети, будет строиться много качественных зданий, которые можно нормально эксплуатировать. Никаких бюджетных денег не хватит, чтобы построить коммуникации для большого города. Сейчас жилье стареет, сети ветшают, оборудование устаревает, и их обслуживание требует больших затрат. Все коммунальные службы сейчас занимаются аварийным ремонтом. И пока не будет массового обновления оборудования, ситуация не изменится.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16032006161209&oldnumber=339