"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (338) от 10.03.2006 г.

Театр в поисках волшебства

Ирина КАБАНОВА

Год юбилея Моцарта Саратовский театр оперы и балета отметит новой постановкой – здесь приступили к репетициям оперы «Волшебная флейта».

В юбилейный год по России прокатилась волна новых постановок этой оперы. К примеру, в Москве «Волшебную флейту» можно послушать в Большом театре и в «Новой опере», а спектакль Уфимского театра оперы и балета даже вошел в программу фестиваля «Золотая маска». Эта опера имеет традицию длительного существования на российской сцене: в Саратове она была впервые поставлена в 1963 году. Художественный руководитель театра оперы и балета Юрий Кочнев отмечает, что Моцарт недостаточно освоен российской оперной сценой, и неплохо, что за время его работы здесь увидели свет два спектакля на музыку австрийского композитора - «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» (последний успешно идет в репертуаре и сегодня). Поэтому решение о постановке «Волшебной флейты» было продиктовано желанием познакомить зрителя с наиболее популярными произведениями Моцарта, автора двадцати опер. Руководство саратовского театра пригласило для этой работы Ольгу Капанину, режиссера с петербургской режиссерской школой, которая уже около восьми лет живет и работает в США. В ее активе - постановки Моцарта, Бизе, Верди, Доницетти, Штрауса в американских театрах от Калифорнии до Нью-Йорка. История ее появления в Саратове в качестве постановщика не совсем обычна. По ее собственным словам, ей очень хотелось поработать с русским театром после семи постановок, осуществленных в США, и, будучи деловой женщиной, она сама позвонила Юрию Кочневу с предложением о сотрудничестве. В течение примерно сезона длились раздумья руководства театра, но в конце концов Ольга получила положительный ответ – по словам Юрия Леонидовича, сотрудничество с человеком, воспитанным на отечественной почве режиссуры, но естественным образом погруженным в иную режиссерскую традицию, может быть весьма плодотворным, если речь идет о необычном подходе к постановке. В необходимости необычного подхода Юрий Кочнев уверен, ибо только так можно сделать хороший, добрый, лучезарный спектакль – такова задача творческого коллектива. «Однако мы не собираемся делать что-то революционное, - говорит Ольга Капанина. – Особенность творчества Моцарта в том, что во всех его операх присутствует удивительно доброе отношение к человечеству в целом, и мы постараемся максимально приблизить спектакль к идеям, заложенным в свое произведение Моцартом». Сестра композитора Марианна в своих воспоминаниях писала о том, как Моцарт, будучи еще мальчиком, рассказывал ей о придуманной им волшебной стране, в которой он хотел бы жить. Ольга Капанина берется за создание образа этой страны в спектакле, который расскажет о том, что в человеке много волшебных сил, а в волшебстве – много человеческого.

«Еще никому не удавалось с точностью расшифровать музыкальную ткань гения, выяснить, что он имел в виду, - подчеркивает Юрий Кочнев. - Мы постараемся это сделать, поставив во главу угла философские категории добра и зла, любви и ненависти. Мы следуем задаче показать, насколько идеи Моцарта актуальны сейчас, но при этом начисто отказались от актуализации образов. Оперное искусство – это искусство эмоциональное, и нужно найти яркие, интересные средства, чтобы выразить невыразимое словами, которое присутствует в творчестве гения».

Ольга не очень любит говорить о том, что делает в данный момент, – в творческом процессе должна оставаться загадка, однако приоткрыла завесу тайны над художественным решением спектакля: к примеру, декорации будут содержать элементы, связанные с масонскими символами (то, что Моцарт принадлежал к масонской ложе – исторический факт, и в какой-то мере это повлияло на его творчество, хотя и не играло в нем определяющей роли). К этой мысли Ольга пришла вместе с художником Семеном Пастухом, автором многих оперных спектаклей в США – именно он работает с ней над новой постановкой в саратовской опере. Итак, в театре сейчас искусством занимаются люди, не понаслышке знакомые с американской постановочной эстетикой – логично было бы предположить, что опера «Волшебная флейта» станет совершенно иным театральным событием наряду с теми, к которым привыкли саратовские ценители оперного искусства. Смета нового спектакля – около 4 млн. рублей, но директор театра Илья Кияненко выразил готовность к гораздо большим тратам ради того, чтобы опера, в первый раз увидевшая свет на саратовской сцене 43 года назад, стала украшением театра.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13032006171202&oldnumber=338