"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (337) от 02.03.2006 г.

Большие МУКи городской культуры

Александр КРУТОВ

О новаторских начинаниях городского комитета культуры мне довелось писать весной 2004 года. В то время в театральных кругах распространилась информация о вынашиваемых в недрах комитета планах по слиянию четырех муниципальных театров Саратова. Чтобы опровергнуть слухи о предстоящем объединении, председатель комитета Виктор Егоров тогда же был вынужден провести специальное совещание. И вот на днях в нашу редакцию поступил ряд документов, свидетельствующих о возвращении к идеям двухлетней давности.

Комитет в сетях оптимизации

«Перечень проектов оптимизации сети подведомственных учреждений» - так называется основной документ, о котором пойдет речь. Суть данных проектов заключается в кардинальной реорганизации более сорока ныне действующих муниципальных учреждений культуры путем объединения их в 3-5 новых укрупненных МУКов. В перечне тех организаций, которые фигурируют в комитетских проектах, указаны четыре муниципальных театра, два дома кино («Саратов» и «Темп») а также все муниципальные клубы, музыкальные школы и школа искусств. В результате вместо четырех существующих театров («Самокат», «Балаганчик», АТХ и «Версия») горожане должны получить муниципальное учреждение «Саратовская городская филармония». Другим крупным новообразованием должно стать «Объединенное муниципальное учреждение культуры учреждений культурно-досугового типа «Перспектива». Перспектива оказаться в сети «Перспективы» ожидает два упомянутых выше дома кино, пять клубов («Парус», «Увек», «Строитель», «Солнечный и «Электроника»), Центр культуры и досуга, Центр детского театрального творчества, Городской центр национальных культур, Культурный центр им. Столыпина и Дворец культуры химиков.

С дальнейшей судьбой 27 детских музыкальных и художественных школ Саратова авторы городской «культурной реформы» пока не определились; здесь возможны варианты. В первом случае должно появится учреждение-гигант, призванное вобрать в себя все упомянутые выше школы. Во втором - не исключается возможность создания трех более мелких объединения музыкальных и художественных школ по районам города.

Судя по реквизитам, «Перечень проектов оптимизации сети» был утвержден председателем комитета по культуре Виктором Егоровым 29 ноября 2005 года. В тот же день «Перечень…» был роздан руководителям структурных подразделений комитета с поручением в срок до 30 декабря «изучить проекты оптимизации сети… и представить информацию по их реализации». Тут же был приложен так называемый «План работы по изучению проектов оптимизации сети…» с детальной росписью того, каких документов в результате этого изучения ждет председатель комитета от своих подчиненных. Исходя из этого плана, можно предположить, что еще в конце прошлого года Виктор Егоров был полон решимости воплотить эти проекты в решения Саратовской городской думы.

«Счастливая звезда» Марка Пинхасика

В беседе с автором этих строк Виктор Егоров назвал три основные цели предстоящей «оптимизации сети подведомственных учреждений». Во-первых, это «снятие нагрузки с бюджета путем улучшения количества и качества предоставляемых услуг». Во-вторых, под оптимизацией Виктор Егоров понимает создание такой системы, которая бы заставила «подведомственные учреждения» выполнять «нормативные показатели». И, наконец, третьей задачей является «разработка методики вариативного финансирования учреждений культуры». Иными словами, мы имеем дело с попыткой многоцелевой оптимизации сложной экономической системы. С позиции такой науки, как «исследование операций», это является некорректной постановкой задачи, в результате чего невозможно получить какое-либо решение. А как решают поставленные задачи менеджеры городского комитета по культуре?

Наиболее характерным примером являются серьезные метаморфозы, начавшие происходить с осени прошлого года под вывеской многострадального театра АТХ. Последние три года АТХ фактически прекратил свою творческую деятельность и пребывал в коматозном состоянии. По официальной справке городского комитета по культуре, в прошлом году АТХ дал 4 спектакля и заработал 313 рублей. Казалось бы, самое время честно признать, что такого театра в Саратове больше не существует, и прекратить ежегодно тратить на его содержание по 800 тысяч рублей бюджетных средств. Однако в комитете принято иное решение. В изданном в начале 2006 года специальном справочнике-буклете городского комитета по культуре о театре АТХ, в частности, сообщается, что «в настоящее время в связи с изменением актерско-режиссерского состава театр занимается режиссурой и постановкой городских театрализованных праздников; актеры театра работают с детьми-сиротами в школе интернате: организовывают праздники и ставят спектакли». Удивительно, но факт: информация о том, что профессиональные артисты АТХ превратились в режиссеров-постановщиков детских спектаклей, на полном серьезе подается издателем как достижение. Здесь же красуется портрет многолетнего бессменного директора студенческого клуба СГУ Марка Пинхасика - уже в качестве нового директора театра АТХ.

Насколько успешно удается Марку Абрамовичу совмещать два директорства - это пусть оценивает руководство СГУ и городского комитета по культуре. Про первое мне ничего неизвестно, а вот Виктор Егоров работой Пинхасика явно доволен. На мой вопрос о том, какие спектакли представил на суд зрителей в прошлом году «обновленный» АТХ, Виктор Егоров отметил пять постановок в рамках празднования 410-летия Саратова. В актив достижений Пинхасика председатель комитета отнес такие мероприятия, как конкурс-карнавал «Веселый велотрек» в горпарке, театрализованное шоу «Вдоль по проспекту», праздник «Дружба народов» в Парке Победы, массовое народное гулянье «Играй, гармонь» и, наконец, праздничное представление с дискотекой и фейерверком на Театральной площади.

Однако бывший начальник отдела культурных связей городского комитета по культуре Лариса Федотова, которая в прошлом году занималась организацией праздничных мероприятий ко Дню города, утверждает, что председатель комитета сильно заблуждается относительно участия АТХ в Дне города. На самом деле «ВелоАртШоу» проводили несколько физических лиц, шоу «Вдоль по проспекту» организовал Александр Авдонин со своей командой, бремя проведения праздника «Дружба народов» пало на художественного руководителя ГЦНК Светлану Злотову, народное гулянье «Играй, гармонь» организовала фирма «Каскад». Кстати, настало время рассказать о том, кто и сколько зарабатывает на массовых народных праздниках.

По данным начальника отдела экономического развития комитета по культуре Инны Аникиной, прошлый год побил все рекорды по количеству денег, израсходованных на проведение городских праздников. Если в предыдущие 2003 и 2004 годы на эти цели по статье «прочие расходы» комитет тратил по 4 млн. рублей, то в 2005 году на празднества было израсходовано более 10,5 млн. (Виктор Егоров называет несколько меньшие суммы; по его данным, в 2005 году на городские праздники и массовые гулянья было потрачено 8 млн.). На 2006 год по статье «культурно-массовые мероприятия» комитету было выделено 7 млн. рублей; к началу февраля, как утверждает Инна Аникина, 5,6млн. рублей из этой суммы ушло на покрытие долгов прошлого года.

Особым размахом в прошлом году отличались празднования Дня города и Нового года. В последнем передовиками по части освоения бюджетных средств оказались фирма «Каскад» и АТХ под руководством Марка Пинхасика. «Каскад» занимался организацией представления «Чудеса в новогоднюю ночь». Пинхасик же в роли директора АТХ проводил театрализованное мероприятие под названием «Счастливая звезда» на льду Дворца спорта «Кристалл». И «Каскад», и АТХ оценили свои услуги за новогодние постановки по 500 тысяч рублей, что вызвало недоумение даже у видавших виды комитетских «зубров». По признанию Ларисы Федотовой, никогда раньше расходы на театрализованные постановки у главной елки Саратова не превышали 200 тысяч рублей.

Однако если подобные «качественные улучшения» произошли в деятельности театра АТХ, то почему бы руководству комитета не пойти по тому же пути и с другими муниципальными театрами? Правда, тогда это будут уже не театры, а что-то иное. Но кто сказал, что слово «филармония» звучит хуже, чем слово «театр»? Тем более что объединение всех муниципальных театров под вывеской «филармонии» избавит от возможных неприятностей из-за недовыполнения норматива театральных постановок.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13032006163745&oldnumber=337