"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (337) от 02.03.2006 г.

Ипатов не ждёт похвал

Маргарита СПИРИЧЕВА

Правительство области полно желания подвести итоги своей деятельности. 16 февраля этому уже было посвящено одно заседание правительства, тогда же губернатор общался на эту тему с депутатами областной думы и журналистами, а в этот четверг назначено новое, расширенное заседание правительства области с той же повесткой дня: "Об итогах социально-экономического развития Саратовской области за 2005 и основных задачах на 2006 год". Что же такого сделало правительство?

Прежде всего определенные успехи экономики. Темп роста составил 128 процентов – по словам губернатора, один из лучших показателей в ПФО. Особенно хорошо росло строительство (161 процент), чуть меньше жилищное строительство (138 процентов). Темп промышленного производства составил 109,3. Причем в целом по России рост составил лишь 106 процентов. Можно сказать, что область выбралась из экономического спада: показатели темпа роста одинаковые уже второй год. Теперь стоит задача не только их сохранить, но и поднять хотя бы на 1 процент: 1 процент, ведь это миллиард рублей инвестиций и произведенной продукции. Губернатор уверен, что мы и дальше будем развиваться быстрее, чем в целом Россия. Он считает, что наш успех – это результат деятельности бизнеса и правительства области и минимума вмешательства правительства РФ. «Мы создаем условия бизнесу, чтобы он обеспечивал эти высокие темпы роста». Правда, если отвлечься от относительных показателей и перейти к абсолютным цифрам, то все не так уж блестяще: например, по темпам роста зарплаты и доходов мы тоже в числе первых (ее рост составил 128 процентов), а вот по абсолютной величине зарплаты мы 8-е: за год средняя зарплата оказалась равна 5705 рублям.

Цифр можно приводить еще много: по каждой отрасли подсчитаны все возможные коэффициенты, выделены лидеры и аутсайдеры. Например, показатели потребительского рынка хорошие: оборот розничной торговли вырост на 15 процентов, увеличивается число сетевых магазинов, остается стабильной обеспеченность товарными запасами – 23 дня торговли. Но если сравнивать их с соседними регионами, то там они выше. Сейчас исследуется, почему, например, в Волгограде товарооборот и потребление выше.

Поэтому губернатор не почивает на лаврах:

- Если бы я отчитывался перед вышестоящим начальником, то результаты бы у меня были очень хорошие. С другой стороны, население очень скромно оценивает нашу деятельность. Здравоохранение и ипотеку оценили, рост пенсий, рост зарплат, а в остальном улучшений не видят. Я понимаю, что те проблемы, которые накопились в Саратовской области, быстро не решишь. Для того чтобы услышать от народа, что у нас хорошо, я готов хоть десять лет поработать. Но в течение ближайших пяти лет этого я не услышу.

Несмотря на то что в целом цифры радуют, два министра показатели по своим ведомствам не выполнили. Речь идет о министрах транспорта и сельского хозяйства. Ниже запланированного оказался грузооборот железнодорожного транспорта. Министра сельского хозяйства подвела погода, которая повлияла на низкие урожаи. Но второй его показатель – переработка сельхозпродукции – от погоды не зависит, хотя тоже оказалась ниже, чем было запланировано. Впрочем, губернатор заверил, что никаких отставок не будет. Он признался, что, когда он пришел, нескольким министрам пришлось объяснять, что такое конкурс на госзакупки и для чего он нужен. Но сейчас все министры в курсе. Пока сложно говорить о муниципалитетах. Но если показатели эффективности работы правительства разработаны и они действуют, то показатели работы муниципалитетов еще требуют уточнения. Пока лучшими муниципальными образованиями являются Энгельс и Алгай, а худшим – Балтай.

По-настоящему не так много сфер деятельности, напрямую зависящих от местной власти. Большая часть рычагов находится в Москве. Только от областной власти зависят здравоохранение, образование, дороги и коммунальное хозяйство. И если по трем первым позициям есть сдвиги, то по коммуналке – нет. Но, подчеркивал Ипатов, их никто и не обещал. Надо помнить, что коммунальная сфера – вообще-то чисто муниципальная, это их имущество, их финансирование. Тем не менее губернатор отводит три года, чтобы навести там порядок. При этом правительство собирается только контролировать, поправлять, но не может исполнять за муниципалитеты их задачи. Разумеется, навести порядок в коммунальной сфере будет значительно сложнее, чем, например, в здравоохранении. Губернатору известны факты воровства там. Но если для прекращения воровства в здравоохранении понадобилось несколько месяцев, то, чтобы навести порядок в коммуналке, понадобится несколько лет. В здравоохранении специалисту понадобилось несколько дней, чтобы разобраться, кто, где и что присваивает, – субъектов не слишком много. В коммуналке их на два порядка больше: если в медицине десятки, то тут их тысячи. Чтобы разобраться во всем этом, нужно больше времени. К тому же надо, чтобы захотел навести порядок муниципалитет. У областной власти желание разобраться в ситуации есть, а вот будет ли оно после выборов у муниципалитетов – посмотрим. И хотя губернатор признается, что это самая сложная задача в бюджетной сфере - там десятилетиями копились проблемы, он надеется, что им удастся выстроить там бизнес-процессы с привлечением инвесторов.

Разумеется, в 2006 году будет продолжено то, что начато в 2005-м: дороги и улучшение ситуации в здравоохранении. Правительство намерено показать, что здравоохранение окончательно ушло от поборов, что услуги оказываются качественно, а люди в области социально защищены. Основное же внимание будет уделено жилью, и в первую очередь жилью для молодых. Уже подсчитано, сколько молодых семей стоит в очереди, сколько появится в этом году, сколько из них сможет получить квартиры. Стоит задача сбалансировать число пришедших и получивших жилье, чтобы не возникало новой очереди. Следующий этап – добиться, чтобы очередь уменьшалась. А вот жильцам ветхого и аварийного жилья резких перемен ждать не приходится, результаты будут скромнее – финансов недостаточно.

Поведал губернатор и о том, чего не будет в 2006 году. Например, серьезных прорывов в образовании. Есть национальный проект в системе образования, но он прежде всего касается инноваций и информационных технологий. На его средства будет улучшаться материальная база учебных заведений. А вот улучшить социальную ситуацию в образовании, как это было сделано в медицине, пока не планируется. Но этот «паровоз» тоже пойдет, обещает губернатор. Аналогично будет со спортом: в 2006 году будет улучшаться его материальная база – будут строиться спортивные объекты. А полноценное финансирование пойдет только в 2007 году.

Стоит отдать должное Ипатову: он умеет признавать ошибки, хотя еще не готов это сделать публично. Он признался, что у него были ошибки в политике, точнее, в тактике. Он считает их исправимыми – фатальных не было. Конкретно он не захотел их озвучивать, заявив, что будет готов в них признаться через некоторое время. В управлении экономикой ошибок не видит, хотя есть некоторые проблемы с кадрами: до сих пор губернатор не нашел министра промышленности – единственная вакансия среди министров. Он долго искал зампреда по экономике, но сейчас доволен работой Щербакова. Зато одного министра (не называя фамилии) Ипатов сейчас бы на работу не принял, несмотря на то что показатели работы у него удовлетворительные.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13032006163651&oldnumber=337