"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 7 (337) от 02.03.2006 г.

Творить закон всем миром

Ирина КАБАНОВА

28 февраля в Саратовской академии права прошел «круглый стол» комитета Госдумы по образованию и науке «Актуальные проблемы законодательного регулирования системы образования» при участии председателя комитета Николая Булаева и заместителя председателя Федерального агентства по образованию и науке Евгения Бутко.

Губернатор Павел Ипатов во вступительном слове отметил необходимость подведения «адекватной законодательной базы» под систему образования, а Николай Булаев, в свою очередь, выразил убежденность в том, что специалисты в области образования не только должны давать экспертные оценки, но и могут участвовать в предложении и обсуждении законопроектов. Круглый стол в этой связи трактовался столичными гостями как начало большого проекта, основой которого является внимание к точке зрения регионов на проблемы: регионам предлагается обсудить законопроекты, работа над которыми идет в Госдуме, выступить с поправками к ним и оценить возможные последствия этих поправок. По сути, благое дело задумал комитет Госдумы - спросить, наконец, мнение тех, кого касаются законотворческие инициативы и периодически запускаемые эксперименты в сфере образования – последние, чего скрывать, не всегда кажутся здравыми работникам сферы на местах, как было на первом этапе внедрения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Именно вопрос законодательного закрепления процедуры ЕГЭ вызвал бурную полемику участников заседания.

Министр образования Саратовской области Игорь Плеве привел статистику сдачи экзамена, согласно которой средней оценкой в прошлом году была тройка (48,2 по 100-балльной шкале). В 2004 году средний балл находился на уровне 45. В том же году 34 процента сельских школьников сдали экзамен на 2, в 2005-м – лишь 17 процентов. Следует ли из всего этого, что качество знаний повышается? Это не единственный вопрос, возникший по поводу эксперимента по введению ЕГЭ. К примеру, известно, что все силы школа сейчас направляет на то, чтобы подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ, в который входят обществоведение, география и русский язык. Существует сомнение, что это происходит не в ущерб остальным предметам. Очень впечатлило выступление ректора ПАГСа Сергея Наумова, который просто-таки разнес ЕГЭ в пух и прах, и не согласиться с ним было сложно. ЕГЭ, призванный обеспечить равный доступ абитуриентов к услугам высшего образования, оказался барьером в этом, например, для выпускников прошлых лет, поскольку оценка балла меняется каждый год в зависимости от факультета, конкурса и тому подобных причин, для демобилизовавшихся солдат срочной службы и для работающей молодежи, окончившей школу уже давно. Далее, единый экзамен оказался по сути монопольной формой итоговой аттестации, а любая монополия, подчеркнул Наумов, - источник коррупции. В числе «смертных грехов» ЕГЭ была названа тенденция к натаскиванию на тесты, закрывающая возможность использования других методик преподавания. Задачей учителя становится помочь выпускнику набрать более высокий балл, забота о базе, дающей возможность получить дальнейшее образование, отходит на второй план.

При этих далеко не всех минусах, выявившихся на практике, ЕГЭ продолжает свое победное шествие: как подчеркнул Николай Булаев, в эксперименте сейчас участвуют 80 регионов, и ни один пока не вышел из него. Так-то оно так, только как пойдешь против процесса, в котором завязаны все. Ну отменят ЕГЭ в каком-нибудь регионе, и что будут делать абитуриенты, возжелавшие поехать покорять Москву или даже соседний более крупный город, где есть тот вуз, которого нет в родном городе? О том, что ЕГЭ – всего лишь одна из форм независимой оценки, похоже, забыли. Может быть, именно диалог со специалистами и регионами, причем перед внедрением инновации, поможет свести отрицательный эффект к минимуму.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13032006163551&oldnumber=337