"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (333) от 26.01.2006 г.

Нас ждет продолжение "Участка"

Анна САФРОНОВА

Издательство «Эксмо» выпустило вторую книгу Алексея Слаповского на тему жизни в селе Анисовка. Содержание первой, под названием «Участок» с подзаголовком «Русский народный детектив», стало известно широким массам телезрителей по одноименному сериалу, экранизация второй - «Заколдованный участок» - еще только ожидается.

Итак, место действия прежнее, герои не изменились, но на этот раз роль главного отведена психотерапевту Нестерову. В двух словах сюжет таков: Анисовке грозит гибель, потому что с предстоящим строительством железнодорожного моста и трассы республиканского значения она каким-то образом окажется отрезанной от окружающего мира, и с целью подбодрить печальное население Анисовки начальство приглашает психотерапевта. Сюжет вполне годный для мыльной оперы, то есть малоправдоподобный и не требующий от зрителя мало-мальских умственных усилий для сопоставления с реальностью. Но этого и не требуют законы жанра, потому что – ничего не поделаешь - зритель (и массовый читатель) ждет именно сказки, точнее – ежевечерней байки, в которой должны быть непременно смех и слезы и добро, побеждающее зло.

С этой точки зрения «Заколдованный участок» идеален. Появляется сверхъестественная сила в лице главного героя – и пошла потеха. Психотерапевт, для усиления комичности (сказка должна развлекать), ничего, собственно, и не делает, но с народом на почве самовнушения начинают происходить разные странности. Кто-то бросает пить, кто-то начинает изменять жене – в общем, что бы ни происходило, всё жители Анисовки приписывают специальному умыслу психотерапевта.

Для веселья – неизбежная тема отечественного пьянства. Кажется, ее одной уже достаточно, чтобы сделать популярным любое зрелище или чтиво. Вспомним, как Мягков изображал драму случайно накушавшегося героя в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». А уже в «Особенностях национальной охоты» алкоголизм позиционируется именно как национальная особенность, представлен именно как существенная категория нашего менталитета. В «Заколдованном участке» (как, собственно, и в «Участке») трагикомические ситуации, связанные с выпивкой, просто нанизываются друг на друга и во многом определяют ход действия. Причем нужность и неизбежность алкоголизма для русского человека снова обыграна: одна из героинь, напуганная странным «философским» поведением своего как бы закодированного от пьянства мужа, пытается вернуть его на верный путь алкоголизма. Верен этот путь или нет, Алексей Слаповский оставляет под вопросом, но уже точно: для киносценариста прокатиться на этом коньке – дело верное.

Еще для популярности необходима любовь во всех ее проявлениях – разделенная и нет, с изменами и без оных и так далее, но вечный идеал верности супружескому долгу сомнению не подвергается. Один из героев выгоняет любовницу, когда та пытается покритиковать его жену; одна из героинь, старая учительница на пенсии, готова простить тридцатилетнее отсутствие и все прегрешения своему мужу, лишь бы не воровал… В общем, ссорятся и мирятся, сходятся и расходятся, но все время ясно, что все будет хорошо. И это – главная установка автора: зритель-читатель должен быть заинтригован, но ни в коем случае не расстроен.

Серьезные же проблемы сценарист оставляет своему главному герою, психотерапевту Нестерову. Рефлексирующий интеллигент, не очень удачливый в карьере, не очень уверенный в себе, ищет точку опоры и, надо сказать, находит, и даже излагает ее публично на своем последнем психотерапевтическом сеансе в Анисовке. Примерно так: хочешь помочь себе – помоги ближнему.

А еще у читателя-зрителя будет любопытная возможность сравнить эту работу Алексея Слаповского с другими, уже сугубо литературными, вспомнить «Я - не Я», где душа героя кочует по разным телам; «Книгу для тех, кто не любит читать», где писатель упражняется в сочинении незатейливых, легких баек, но как бы с предполагающимся глубоким подтекстом; роман «Адаптатор», герой которого пытается адаптировать (упростить) не только книги (в конце концов даже Библию), но и, кажется, саму реальность; или – как оборотную сторону добродушных сериалов с беззлобными героями, простоватыми начальниками и нестрашными событиями – роман «Они», в котором ощущение враждебности окружающего мира доведено до предела.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012006143040&oldnumber=333