"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (333) от 26.01.2006 г.

Театр для сердца, ума и кармана

Ирина КАБАНОВА

К антрепризам в Саратове привыкли. Считается, что это удел знаменитых столичных актеров, которые приезжают зарабатывать деньги, поэтому билеты у них дорогие, а художественный уровень спектаклей определяется словом «чес». Между тем завтра, 27 января, в филармонии состоится антрепризный спектакль по пьесам современных драматургов «Что-нибудь одно», в котором участвуют актеры саратовских театров. Возможно, он реабилитирует понятие «антреприза» и откроет зрителям другие стороны этого театрального предприятия. Какие – об этом мы беседуем с руководителем и режиссером проекта Александром АВДОНИНЫМ.

- Александр Владимирович, что вы вкладываете в понятие антрепризы?

- Я не затрагиваю коммерческую сторону этого дела – это и так понятно. Но антреприза интересна еще с точки зрения партнерства - этот спектакль собирает актеров из разных театров, которые не могут встретиться на своей сцене, но у них есть желание сыграть друг с другом. Еще одно: актер театра – лицо подневольное, он должен играть ту роль, в которой его увидел режиссер. Я же спрашиваю актера: а что бы ты хотел сыграть?

Предыстория этого проекта такова. Полтора года назад, когда Юрий Кравец был первым замминистра культуры, мы с ним ехали в Казахстан готовить там Дни Саратовской области. Ехали мы 8 часов, говорили о разном, и он вдруг признался: знаешь, говорит, я так устал быть чиновником, так хочу на сцену! А ведь он актер, закончил театральный факультет. И мы решили повторить проект, который был однажды реализован, – 20 лет назад в университетском театре мы эти пьесы тогда сыграли так, как мы их понимали. Уже определился круг актеров, с кем бы мы хотели сыграть, но тогда помешали разные причины.

- Каков актерский состав сейчас?

- Состав получился любопытный, представлены многие театры города. Например, Татьяна Родионова - из Драмы, Елена Обревко - из «Теремка», Валерий Емельянов - из ТЮЗа ... Но что мне не нравится в этом проекте – то, что я играю в двух пьесах из трех. Я собирался принять участие только в одной, а хотелось, чтобы сыграли Емельянов и Колесанов. Но Колесанов отказался, а Емельянов на вопрос, с кем он хочет сыграть, ответил: «С тобой!». Я до сих пор этого боюсь, все-таки по большому счету я не актер, у меня нет таких наработок. И еще я боюсь мнения зрителей о том, что, мол, Авдонин поставил спектакль для себя. Но это получилось еще от безысходности, которая вот в чем: плохих артистов брать не хочется, а хорошие все время заняты, и даже дата премьеры все время переносилась - мы назначаем, а в театре вывешивают расписание, наши актеры оказываются в этот день заняты, и мы не можем играть. И сейчас в афише указаны семь человек, а играть будут пять – я сделал двойной состав на две роли, чтобы хоть каким-то образом лавировать в этой ситуации. И самому пришлось играть, чтобы проект состоялся.

- «Риск» Эдуардо де Филиппо, «Что-нибудь одно» Александра Ремеза, «В Альдебаран» Анатолия Сударева… По какому принципу вы отбирали пьесы?

- Режиссеры в своем развитии поднимаются все выше и выше, изучая опыт Питера Брука, Штайна, Райхельгауза… А зритель в своей массе, как это ни грустно, посещает театр по старому принципу – «дайте мне за рубль посмеяться и поплакать, а остальное я прочитаю в газете». Пьесы я выбрал такие, в которых нет кусания себя за левую пятку через правый бок. Но тем не менее они заставляют зрителя думать. Главный вопрос в этих пьесах – вопрос выбора. Первая – это комедия, вторая – драма, третья – трагикомедия. Все они - о жизни. В основном они для тех, кому за 30, потому что в этом возрасте у человека происходит некий перелом, пересмотр своих жизненных позиций.

- То есть вы попытаетесь приподнять зрителя на более высокий уровень?

- Не то чтобы я пытался их приподнять… Французский режиссер Жан-Луи Барро сказал так: «Человек существует в трех ипостасях: каким он хочет казаться, каким он кажется и какой он на самом деле. И только в театре, где не надо никем казаться, потому что играют на сцене, становятся самими собой». Так вот, я хочу, чтобы зрители стали самими собой.

- Антреприза прежде всего имеет целью дать артистам заработать. Вы ждете от проекта коммерческого успеха?

- Мне хотелось бы. В Драму, к сожалению, зритель не идет, ТЮЗ рассчитан на молодежь, на детей. Гастролеры приезжают с интересными спектаклями, но не каждый может себе позволить на них пойти. А мне кажется, мы сможем эту нишу занять. К тому же мы с художником Ольгой Колесниковой задумали, чтобы спектакль не был стационарным, чтобы с ним можно было бы выехать в Вольск, Балаково, Балашов, за пределы области, но вместе с тем не хотелось играть «на двух стульях».

- Чем вы объясняете то, что в Саратове не развита такая форма работы с актерами?

- В этом, наверное, виновата некая местечковость, подход режиссеров: мол, это мой артист, и он не должен больше нигде играть. Почему? Ведь оттого, что он играет, он интереснее, его больше любят, на него идут… Многие артисты очень мало заняты в спектаклях - артист может быть очень хорошим, но режиссер его не видит, не его это артист. А сколько актеров вообще ушли из театра! Кто-то занимается бизнесом, кто-то работает на радио, но они все равно актеры. Мне бы хотелось, чтобы люди, которые по каким-то причинам не выходят на сцену, могли реализовать себя - вот идея этого проекта.

- Вы для себя определили круг актеров, с которыми хотите играть. А у других актеров есть возможность поучаствовать в таком проекте?

- Для первого спектакля я выбрал тех, кого знаю. К тому же выбор актеров и от материала зависит – читая пьесу, я прикинул, кто мог бы это играть. Это наша первая попытка. Но если проект получится, если люди поверят и придут, то никакому актеру запрета участвовать в нем не будет. Будем пробовать, искать тот материал, где сможет сыграть тот или иной актер.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012006142934&oldnumber=333