"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (333) от 26.01.2006 г.

МУКи творчества

Ирина КАБАНОВА

Невеселая тенденция театральных конфликтов в Саратове распространяется. На прошлой неделе актеры муниципального учреждения культуры (МУК) «Театр драмы, музыки и поэзии «БалаганчикЪ» провели пресс-конференцию, на которой выяснилось, как далеко зашел конфликт между городским комитетом по культуре и творческим коллективом.

Там, где не ждут

«Балаганчик» появился в 1989 году и был одним из первых театров-студий, организованных на волне перестройки. Как известно, муниципальные театры в нашем городе отличаются отсутствием помещений, сколько-нибудь подходящих для творческой деятельности. Создавать более или менее приемлемые условия труда им приходится самим. Например, этим отличался театр «Версия», занимавшийся обустройством зрительного зала, сцены и закулисья в одном из залов кинотеатра «Победа», где он долгое время находился. В театре «БалаганчикЪ», стационар которого располагался до сих пор в камерном зале музея Чернышевского, страсти стали накаляться после того, как в апреле 2005 года актеры вынуждены были приостановить репетиции премьерного спектакля по произведениям Пушкина и Хармса с рабочим названием «На фоне Пушкина», поскольку договор о творческом сотрудничестве между театром и музеем был расторгнут, как говорят актеры, «в одностороннем порядке». Как объяснила директор музея Галина Муренина, произошло это вследствие проверки контрольно-ревизионной комиссии городского комитета по культуре, которая сделала замечание о том, что музей не имеет права сдавать свои помещения в аренду. Тут возникает вопрос, почему выяснилось это только сейчас, ведь музей как место дислокации театра был предложен самим комитетом по культуре. Как бы там ни было, в праве репетировать в камерном зале музея на основании договора актерам было отказано.

Основатель театра Игорь Гладырев, будучи в ту пору директором театра, неоднократно обращался в комитет по культуре города с просьбой урегулировать создавшееся положение и дать возможность выпустить спектакль. Судя по тому, что в теплое время года актеры были вынуждены репетировать на открытом воздухе на территории музея, а сейчас они это делают на квартирах, вопрос урегулирован не был. Однако председатель комитета по культуре Виктор Егоров, отчитываясь на ПДС при заммэра по социальной сфере, отметил, что комитет по культуре неоднократно посылал запрос по этой проблеме в комитет по имуществу и ответ получил следующий: «В связи с отсутствием объектов муниципальной собственности, отвечающих специфике деятельности театров, вопрос о предоставлении специализированного помещения может быть решен только путем перераспределения площадей, закрепленными за учреждениями культуры». То есть, чтобы дать что-то «Балаганчику», надо это «что-то» у кого-то отнять.

Сообразуясь с этим, «Балаганчику» было предложено составить договор аренды с ДК химиков – сейчас известно, что театру отдают две комнаты и возможность репетировать и давать представления на сцене согласно расписанию, по которому ее получают в свое распоряжение все коллективы ДК. Казалось бы, что здесь может не устраивать театр? Однако практика показывает, что такое решение – путь к конфликтам: в ДК театры с распростертыми объятиями не ждут. Слова директора театра «Версия», переехавшего в ГЦНК, Сергея Сергиенко, тому подтверждение: «Наши планы вошли в противоречие с планами руководства ГЦНК. Это и понятно: там свои коллективы, требующие репетиционной базы, они блюдут свои интересы». Нет никакой гарантии того, что и планы «Балаганчика» сложатся с планами руководства ДК химиков. Поэтому актеры начали решать проблему самостоятельно: «На условиях творческой дружбы мы можем организовать себе репетиционную базу гораздо ближе, чем ДК химиков», - говорит актриса Елена Смирнова. Возможно, зрителям и не придется ездить на спектакли в Заводской район. Но отношения театра с городским комитетом по культуре - учредителем муниципальных театров - оказались бесповоротно испорченными.

Всё кувырком

30 сентября 2005 года с Гладыревым не был продлен контракт, и он перестал занимать должность директора театра, вступив в должность его художественного руководителя, которую он совмещал с должностью актера. На должность директора комитетом по культуре был назначен Михаил Дыскин, ранее работавший администратором «Балаганчика». «Это человек, который работал в театре полгода, и вообще, пришел к нам, не имея ни опыта работы в театре, ни профессионального или экономического образования», - говорит актер театра Михаил Музалевский. Однако не это переполнило чашу терпения труппы. С приходом нового директора начались неприятности. 25 и 26 ноября не состоялись спектакли «Маска Коломбины» и «Тебе – через сто лет» из-за того, что директор не согласовал в установленные сроки с дирекцией музея время их проведения спектаклей. В результате плохой организации выезда актеры, сыгравшие там спектакль, были вынуждены заплатить собственные деньги за такси, чтобы добраться до Саратова. Обо всем этом было сказано в заявлении участников труппы на имя Виктора Егорова. Впервые за 16 лет театр не показывал новогодних представлений по причине того, что директор отказался издать приказ о назначении на роли, заключить договора со сценаристами и т. д.

19 декабря директор театра Дыскин объявил коллективу театра об увольнении Гладырева уже с должности худрука по причине «неудовлетворительной работы», считая его «не выдержавшим испытания». (Председатель правозащитного центра «Солидарность» Александр Никитин считает, что этот приказ нарушает положения Трудового кодекса РФ.)

Если опустить юридические тонкости, вызывает недоумение тот факт, что испытательный срок устанавливают актеру театра, который сам же его основал и работал в нем на протяжении 16 лет. Что касается причин увольнения, то можно только догадываться, что скрывается за формулировками смертных грехов Игоря Альбертовича. К примеру, «работа с авторами в целях создания литературных произведений для репертуара театра им не велась». Конечно, договориться с Пастернаком было для Гладырева трудновато, поэтому он использовал уже написанные стихотворения, в результате чего появился детский спектакль «Рождественская звезда».

Даёшь Шекспира!

Считается, что незаменимых актеров нет. Однако после увольнения Гладырева оказалось, что играть репертуар невозможно, поскольку он участвовал практически во всех спектаклях. Ввод кого-либо другого на его роли участники труппы считают неприемлемым, поскольку Гладырев с его голосом и степенью владения гитарой оказывается незаменимым. К тому же Гладырев не представил дирекции созданные им сценарии спектаклей для ввода других актеров на роли, что еще более обострило конфликт между директором и бывшим худруком. Сам Игорь Альбертович считает сценарии своей интеллектуальной собственностью и в ответ на свое увольнение отказывает театру в праве использования сценариев и показа спектаклей.

Все это время театр выступал хранителем творчества русских поэтов и народных традиций – за 16 лет работы было представлено более 20 спектаклей по произведениям Цветаевой, Пастернака, поэтов «серебряного века», по стихам саратовских поэтов. Стихотворные строчки легли в основу и детских спектаклей, посвященных русским народным календарным праздникам. Назначенный директором Дыскиным новый режиссер Елена Щербакова предлагает быть проще и ставить спектакли для воспитанников детских садов с названиями «Пингвины» и «Девицы-единицы». Судя по названиям, к поэтам «серебряного века» эти произведения не относятся. «Я считал нашей творческой победой то, что мы поставили детский спектакль на основе стихов Пастернака «Рождественская звезда», - говорит Игорь Гладырев. - Однако нам было сказано, что репертуарная политика театров должна выстраиваться с учетом уровня зрителей, то есть не подниматься самим и не поднимать зрителя, а опуститься до детской дидактики». При этом сами актеры не против того, чтобы играючи обучать детей правилам поведения, но считают это самодеятельностью. «Мы ничего не имеем против самодеятельности, - говорит Елена Смирнова. - Но мы пытаемся сохранять статус профессионального театра. Здесь все с высшим профессиональным образованием, и мы не понимаем, зачем нам занижают планку».

Собрать все театры бы да…

Все, чем смог помочь труппе Виктор Егоров, – это сменить им же назначенного директора. В настоящий момент его место занял Алексей Зараев, бывший директор музыкальной школы. Говоря на ПДС о деятельности театра, Алексей Викторович пользовался общими фразами, никак не отражающими процессы, происходящие в нем. Отметил только, что имеет место конфликт. Конечно, он пока в театре человек новый. Но вряд ли можно считать конфликт в «Балаганчике» обычным трудовым спором. В ноябре прошлого года была назначена комиссия по проверке деятельности театра. Были выявлены нарушения, но было отмечено, что финансовая деятельность театра вполне удовлетворительна. Интересно вспомнить и то, что Игорь Гладырев принял живейшее участие в небезызвестном шоу Антона Кузнецова на Театральной площади в октябре прошлого года.

Что сейчас беспокоит актеров «Балаганчика» - это то, что со сменой концепции театра, к чему стремится новое руководство, это будет уже не Театр драмы, музыки и поэзии, а совершенно другой театр. Говорят, были предложения собрать комиссию, чтобы проверить вообще все муниципальные театры на профпригодность, предлагалось даже объединить все МУК под одним административным руководством и даже под одной крышей – чтобы, вероятно, все были на виду. Возмутило актеров и то, что муниципальные театры оказались вне общего плана празднования Дня театра. И что совсем удивительно – саратовское отделение Союза театральных деятелей, призванное помогать творческим коллективам, никак не отреагировало на ситуацию в «Балаганчике». По-видимому, чтобы не портить отношения с комитетом по культуре. Таким образом, актеры борются за помещение и возврат в труппу худрука и идейного вдохновителя «Балаганчика» практически в одиночку (их поддержал лишь руководитель театра «Самокат» Сергей Щукин).

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26012006141533&oldnumber=333