"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (332) от 19.01.2006

Повзрослевший "Апельсин"

Ирина КАБАНОВА

В ноябре прошлого года детский эстрадный ансамбль «Апельсин» саратовской филармонии отметил год своего существования. Кто-то скажет: не ахти какая дата, но когда хорошее дело начинает считать дни рождения, вместо того чтобы тихо захиреть от недостатка средств и сил, надо порадоваться.

Праздник, который всегда с тобой

Не так уж много выступлений в послужном списке «Апельсина» за год работы - в прошлую субботу состоялся шестое показ единственной программы коллектива «Эти детские сны». Если бы речь шла о взрослых артистах, вопрос смены репертуара стоял бы довольно остро. У детского коллектива своя специфика. Год для него – срок серьезный: участники заметно взрослеют, растут в профессиональном плане, и эти два факта отличают первое выступление от шестого.

- Премьера оказалась очень сырой, - рассказывает художественный руководитель ансамбля Наталия Лавриненко, - ребята слабо двигались. Сейчас у них регулярно идут занятия, дети чувствуют сцену, ритмичны, организованны, у них уже другой уровень профессионализма. Нельзя быстро слепить и бросить начатое, нужно добиться качества в первой программе, дети должны отработать этот материал, пожить в нем. Поэтому мы не можем каждый раз делать новую программу к Новому году, а выбираем удачные на данный момент версии старого, отдельно работаем с компонентами спектакля.

Однако расширения репертуара не произошло не только по творческим соображениям: к годовщине создания ансамбля планировалось поставить новый спектакль «Трудно быть Буратино», но проект завис по финансовым причинам: нужно много костюмов и атрибутики, а спонсоров у коллектива пока нет. Так что руководители спокойно оттачивают первую программу, где за старым названием кроются новые формы и содержание: в канву спектакля вплетены новые песни, их почти половина. Недавно появившийся в вокальной студии взрослый мужской коллектив поет а капелла затертую «В лесу родилась елочка». Репертуар, состоящий из до боли всем знакомых песен таких столпов композиции, как М. Дунаевский, А. Рыбников и Ю. Ким, заставляет задуматься о том, насколько сегодня детская аудитория обделена музыкальным материалом, предназначенным именно для нее. Новых детских хитов уже нет в принципе, поэтому детям остается искать кумиров на «взрослой» эстраде, отмеченной дурным вкусом и фонограммами.

«Апельсинчики» тоже используют фонограммы, но поют при этом вживую. В том, что ребята работают по-настоящему, есть свои трудности. В зале филармонии 500 мест; по убеждению режиссера-постановщика Марины Вайловой, это слишком много для поющего ребенка - в детском театре должно быть не больше 300 мест: «Детской энергетики и голоса не хватает, чтобы «пробить» последние ряды, не каждому профессиональному актеру это удается». В таком случае, что удается детскому коллективу? Например, заразить зрителя: не в силах сидеть на месте, когда поется песни Красной Шапочки, несколько девчонок младшего школьного возраста снялись с мест и начали плясать в проходе. Лично мне хотелось сделать то же самое, но, чтобы не шокировать окружающих, пришлось чинно сидеть вместе с остальными взрослыми, приведшими на концерт своих детей.

Будни детского театра

За небольшой срок существования коллектива его состав успел обновиться. Многие отсеялись: кому-то надоело, у кого-то стал ломаться голос, на их место пришли новые солисты. Необходимость в новых кадрах есть всегда. Проситься в коллектив стали после первого же выступления. Как говорит Наталия Лавриненко, брали всех желающих и давали им время, чтобы раскрыться. Но требованиям сцены – наличие голоса, пластичности, чувства ритма - удовлетворяют не все. «Это не кружок пения, - говорит Наталия Руслановна. – Ребята занимаются шесть дней в неделю: 2-3 раза в неделю в балетном зале Дома офицеров у них хореография, 2 раза - вокал, встреча с режиссером. Работа над мастерством – отдельный процесс. Поэтому главное – желание петь и умение работать».

В ансамбле нет деления на примадонн и подпевку. Возможность раскрыться, побыть один на один с микрофоном дается каждому, поэтому на концертах одни и те же песни поют разные ребята. Кроме того, исповедуется принцип «Кто не работает, тот теряет»: сегодня ты солист, а завтра можешь оказаться в бэк-вокале не только потому, что пришла очередь уступить авансцену товарищу, но и из-за собственной нерадивости.

Руководители ансамбля главными своими врагами считают штампы. По их мнению, дети испорчены предыдущим опытом обучения в музыкальных школах и кружках, и лучше, чтобы ребенок представлял собой белый лист, но был с творческим зерном, талантом. Немного обидно за дополнительные образовательные учреждения, где люди так же стараются вложить душу в ребенка. Да и вряд ли стоит ставить в один ряд классическое музыкальное образование и эстрадную студию – ясно, что цели и методы у них разные. Между тем Марина Вайлова замечает, что трудно докопаться в ребенке до его собственного «я», совершенствованием которого и занимаются в коллективе, потому что в его сознании нанизано правило на правило, и слово «нельзя» слишком крепко засело у него в мозгу.

«Импровизация – это что-то страшное для наших детей, - замечает Марина Анатольевна. - Они приходят уже наученные, как надо петь и танцевать, - этого как раз нам не надо. Лучше пусть у него не будет никакого музыкального образования. Это, кстати, распространенное заблуждение, что «Апельсин» – коллектив для избранных, куда принимают только тех, кто уже что-то умеет. Это не так, нам важнее, чтобы пение было для ребенка душевной потребностью».

Эстрадная студия филармонии только начинает разрастаться. Однако желающим стать частью коллектива и их родителям нелишне будет знать, что здесь не ставят цели сделать из ребенка звезду. Для него это будет времяпрепровождение – правда, серьезное, требующее самоотдачи, но способное доставить огромное удовольствие ребенку с творческой жилкой. Карина Канатова и Элина Лазько пришли сюда по объявлению о наборе. Почему их прельстил именно коллектив при филармонии?

- Я раньше занималась в вокальной студии в ДК «Россия», в ДК «Мир», - говорит Карина. - Но там самодеятельные кружки, а здесь с нами занимаются профессиональные педагоги, и все гораздо серьезнее.

Тем, кто хочет вступить в стройные ряды артистов коллектива, девушки желают терпения – за кажущейся простотой представления – ну, подумаешь, попрыгали-попели! – стоит труд, отнимающий все свободное время. Иногда такое времяпрепровождение определяет судьбу: в прошлом году два участника ансамбля поступили на эстрадное отделение саратовского музыкального училища. Конечно, необязательно всем идти в артисты и не над этим работают руководители ансамбля. Но, как справедливо заметила Марина Вайлова, работа с детьми – вклад долгосрочный.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19012006140040&oldnumber=332