"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (332) от 19.01.2006

Угол для одиноких лицедеев

Ирина КАБАНОВА

Рядовым саратовским зрителям видна лишь одна сторона театральной жизни города – премьеры, гастроли, бенефисы… Однако от многих представителей театрального братства приходится слышать, что творческие коллективы города живут разобщенно, варясь каждый в своем котле. В числе причин этого явления есть и такая – отсутствие в городе места, которое позволило бы людям, так или иначе относящимся к театральной среде, ощутить цеховую общность. Речь о Доме актера.

Где собраться на огонёк?

Дома актера есть не только в столице, но и, к примеру, в Тамбове, где культурные учреждения ограничиваются драматическим театром, театром кукол и филармонией. Саратов с его семью государственными театрами, не говоря уже о муниципальных, в этом отношении оказался обделен. А необходимость в подобном учреждении, по мнению членов Союза театральных деятелей (СТД), назрела давно.

- Актерам нужно место для обсуждения проблем искусства, и не только, - говорит Руфина Тараканова, заместитель председателя местного отделения СТД. – Здесь цеховая общность чувствовалась бы как нигде. Например, гастролеры, чьи спектакли актеры не всегда имеют возможность посетить из-за дороговизны билетов, пришли бы сюда как представители цеха, чтобы сыграть спектакль для своих коллег. Более того, Дом актера стал бы площадкой для творческих встреч, которые СТД сейчас вынужден проводить то в Доме работников искусств, то в библиотеках.

По словам Руфины Жозефовны, таких встреч СТД проводит более двадцати в год: это и дни памяти ушедших актеров, и вечера «дифирамбов» актерам нынешним, и работа с молодежью - в рамках так называемой театральной гостиной «У подиума» начинающие актеры демонстрируют то, чем овладели за годы обучения: студенты 1-го курса театрального факультета показывают этюды, старшекурсники – отрывки из спектаклей. Проводить все это в помещении какого-либо театра нет возможности: театр, как доменная печь, работает без перерыва. Пожалуй, лишь капустники, посвященные Дню театра, удостаиваются чести собрать творческие коллективы в одном из театров – слишком это торжественный день, чтобы проводить его в камерной форме.

Свой угол нужен актерам еще по одной причине. В месте, где можно в любой момент собраться на огонек, всегда родится и дух творчества, и свежая мысль. Разбирательство дрязг в последнее время стало звучать громче самих фактов искусства, а творческим людям надо бы больше радости общения и сообщенной работы, которая повышала бы творческий потенциал и направляла бы энергию не на козни, а на созидание.

Требуются вдохновители

Однако, к сожалению, все это пока выглядит, как агитплакат – красиво, правильно и нереально.

- В нашей театральной среде сложилась ситуация, когда актеры и руководители театров не интересуются творчеством друг друга, - говорит Сергей Щукин, художественный руководитель театра магии и фокусов «Самокат». – К примеру, 20 лет назад возник наш необычный театр, но за время его существования из коллег мы заметили на представлениях лишь нескольких артистов театра кукол «Теремок». А ведь у любого творческого человека должен возникать интерес к сотворцу. Если вспомнить великих театральных деятелей России, никто из них не ограждал себя интересами лишь собственного творчества: Станиславский, например, любил цирк. Причиной такой разрозненности театральной среды я склонен считать нашу провинциальную ограниченность.

Сергей Щукин был недавно избран членом правления саратовского Союза театральных деятелей и собирается работать над сплочением актерской братии. Можно лишь пожелать Сергею Вадимовичу терпения в том нелегком деле, за которое он взялся. О том, что оно нелегкое, показало уже первое после переизбрания директора ТЮЗа - Валерия Райкова - председателем местного СТД на новый срок собрание членов правления Союза, прошедшее в декабре. Как рассказал Сергей Щукин, его предложение помочь театру «Балаганчик», где стала возможной ситуация, когда поставленный директором менеджер по распространению билетов увольняет художественного руководителя, не было поддержано «из-за равнодушия».

Актер «Театра русской комедии» Сергей Литовченко считает, что театральная среда Саратова деградировала, поскольку не осталось ни вдохновителей, ни общей идеи, которая театру тоже необходима.

- Актер сейчас думает о том, как и где заработать, поэтому никому ни до кого нет дела. По этой же причине сегодня такой наплыв антреприз, билеты на которые по сногсшибательным ценам. Искусством мы заниматься не можем, поскольку зажаты в финансовых тисках. Что касается Дома актера, то возможно, это и объединяющее начало, но оно должно иметь лидера, которого сейчас нет. Да и оснований для объединения я не вижу, поскольку нет конкретной программы движения дальше – к чему стремиться? У актеров должен быть общий интерес для этого, уверенность в том, что они смогут решить какие-то проблемы. Хотелось бы, чтобы такая организация, как Дом актера, создавался не для чьего-то самоутверждения и создания собственного имиджа, а для помощи театрам в решении конкретных вопросов. Но мне не верится, что все будет делаться для общего блага.

Сейчас борьба за Дом актера кажется делом прошлым – как рассказала Руфина Тараканова, 4 месяца назад для него было выделено помещение на Радищева, один этаж в старом доме за Академией сельского хозяйства. Здесь планируется оборудовать офис, гостиную, музей, зал на 80-100 зрителей с подиумом, который будет трансформироваться в выставочный или банкетный, а также библиотека Всероссийского театрального общества с многочисленными раритетными изданиями, которая ютится сейчас в старом здании. Но, похоже, все это – проект долговременный: выделенному помещению нужен капитальный ремонт.

К сожалению, не удалось побеседовать с председателем местного отделения СТД – Валерий Николаевич Райков упорно отказывался от встречи. Возможно, вопрос о Доме актера имеет статус государственной тайны. По крайней мере, то, что помещение для Дома уже выделено, актер Сергей Литовченко узнал от меня, и это было для него полным сюрпризом – лишнее подтверждение того, что жизнь СТД – совсем не общее дело театральных кругов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19012006135538&oldnumber=332