"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (332) от 19.01.2006

Программа борьбы со смертью

Как нас будут учить правильно ездить

Маргарита СПИРИЧЕВА

С нового года вступили в действие обновленные правила дорожного движения. Однако фактически они пока не действуют: у автолюбителей даже нет возможности познакомиться с ними. Да и в ГИБДД обещают пока не придираться. Однако новые правила – еще не все сюрпризы, которые преподнесло автолюбителям к новому году федеральное правительство. В этом году нас ожидает реализация федеральной целевой программы безопасности дорожного движения.

Пока большинству наших граждан известно лишь то, что власти намерены ужесточить наказание водителей, не пользующихся ремнями безопасности, и вернуть балльную систему штрафов. Однако программа несколько глубже и шире и, вообще, рассчитана до 2012 года. При этом основной упор в ближайшие два года собираются сделать на наше правосознание и ответственность.

Конечно, цель программы – не ужесточение наказания и даже не снижение количества ДТП или уменьшение ущерба - это было бы слишком расплывчато. Цель данной федеральной программы проста: сокращение смертности в результате ДТП. В 2004 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. Это в 2 с лишним раза больше, чем все потери СССР в афганской войне. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Треть погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Так вот, сначала была поставлена задача к 2012 году снизить гибель людей в ДТП в два раза, но в правительстве перестраховались и записали – в полтора.

Прежде всего при подготовке программы выяснилось, что в стране нет достаточного объема экспертных аналитических исследований и адекватной статистики по безопасности дорожного движения. В отличие от многих других сфер (политологии, социологии, экономики) в начале 90-х годов экспертиза в этой области не выжила. А ведь в Советском Союзе существовало несколько крупных исследовательских центров, которые занимались проблемами безопасности дорожного движения. Теперь России фактически приходится начинать с нуля, тогда как на Западе эта наука сделала качественный скачок. В результате у нас не реализованы самые очевидные меры. Как рассказал на лекции в клубе региональных журналистов Олег Фомичев, директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок» (бывший Центр Грефа), где готовили проект федеральной программы, разработчики выделили три основных направления. Все звучат достаточно глобально: дорожное строительство и организация дорожного движения; первая медицинская помощь на месте ДТП, доставка в больницу, прибытие служб и так далее и обеспечение законопослушности в сфере дорожного движения. И вот если с первыми двумя пути решения еще более или менее ясны, то с третьей, наиболее важной, существуют наибольшие проблемы в реализации.

Общественное мнение не готово к усилению дисциплины на дорогах. Широко распространено мнение, что все проблемы по безопасности дорожного движения сводятся к проблеме взаимоотношений водителей с сотрудниками ГИБДД. Разумеется, коррупцию надо искоренять, и в программе этому уделено внимание. Но не в ней главная причина смертности на дорогах. Яркий пример – отношение к ремням безопасности. Водители изо всех сил саботируют их использование, а между тем в 98 процентах случаях они помогают выжить при столкновении. Возможно, негативное отношение к ремням сложилось из-за того, что отечественный автопром долгое время оснащался неинерционными ремнями безопасности, которые действительно бывают более опасны, чем инерционные, - они могут спровоцировать переломы ключицы, ребер. Но все современные машины оснащаются инерционными ремнями, а в иномарках без ремней ездить просто опасно, поскольку в сочетании с подушками безопасности человек за рулем может получить более серьезные травмы, чем без них.

Безответственное поведение на дорогах связано прежде всего с тем, что нарушения правил выявляются редко. Более или менее выявляется нарушение светофорного регулирования и скоростного режима - процентов 10, нарушение дорожной разметки не выявляется практически никогда. В целом в 70 процентах случаев нарушения правил дорожного движения не наказываются никак. В результате, каждый водит не по правилам, а как ему удобно. По статистике, более трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связано с нарушениями правил дорожного движения. Треть происшествий связана с неправильным выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имел права на управление транспортным средством. В каждом восьмом происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии опьянения. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13 процентов дорожно-транспортных происшествий.

И первую причину такой кошмарной ситуации разработчики программы увидели в проблеме с подготовкой водителей. Предлагается ввести ограничения для молодых водителей, любое нарушение которых будет наказываться лишением выданных прав и запретом сдачи нового экзамена в течение нескольких лет. Вторую причину – отсутствие неотвратимости наказания за нарушение – предложено решать с помощью использования современных автоматических средств технического контроля и надзора (видеокамеры на дорогах и прочее). Это даже не очень дорого. Но для этого сначала нужно разработать законодательную базу. Дело в том, что наше законодательство не позволяет привлекать к административной ответственности владельцев транспортного средства. То есть привлечь к ответственности можно только того, кто сидел за рулем. А система автоматической фиксации нарушений в большинстве случаев не позволяет установить его личность. Фактически это несоответствие ставит крест на любых попытках внедрения автоматических средств контроля, которые позволили бы резко снизить коррупцию. Третья причина заключается в том, что при нарушении правил дорожного движения совершенно не действует принцип рецидива: это единственная область наказаний, где каждое нарушение оценивается, будто совершенное впервые. А ведь есть злостные нарушители, бравирующие этим… В идеале нужно создавать информационную базу, но пока, для начала решения этой проблемы, будет вводиться балльная система. Плюс ужесточение наказания за самые опасные нарушения: езду в пьяном виде и превышение скорости. Причем предлагается отказаться от системы контроля состояния водителя со стороны патрулей, которая очень коррупционна. Вместо этого предполагается проводить интенсивные комплексные проверки, когда всех участников движения на определенных участках дороги сотрудники ГАИ просят открыть окно автомобиля и дунуть в трубочку. 100-процентная проверка оказывает большее воздействие на предотвращение нарушений, чем небольшая вероятность наткнуться на патруль. По данным ВОЗ, такие проверки снижают количество вождений в нетрезвом виде на 20 процентов. К тому же автоматически снижается коррупция.

Разумеется, в федеральной целевой программе предусмотрено еще много вещей: и в области дорожного строительства, и в улучшении организации дорожного движения, и в налаживании первой медицинской помощи на месте ДТП, которая на данный момент никак не урегулирована и не организована. Вошло в программу, по признанию Фомичева, и много ненужных вещей, необходимых для согласования в рамках правительства этой программы. Правда, не вошли и многие нужные вещи, не влияющие прямым образом на снижение потерь. Ибо перед разработчиками прежде всего стояла цель минимальным набором средств обеспечить максимальное снижение смертности на дорогах.

Продолжение темы – в ближайших номерах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19012006135426&oldnumber=332