"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (331) от 12.01.2006

Книжное Сердневековье

Маргарита СПИРИЧЕВА

Результаты социологических исследований показывают, что наша страна очутилась в некоем подобии Cредневековья: все меньше людей представляют себе, что такое хорошая книга, и какое удовольствие и радость она может доставить. Впрочем, те, кто еще читают, делают это преимущественно для развлечения, выбирая для этого легкие жанры. При этом книгоиздатели практически игнорируют интересы других, настоящих, читателей.

В прошлом году социологи забили тревогу: в России перестали читать. Выяснилось, что половина населения не покупает ни книг, ни журналов, а в библиотеки не ходят почти все. Из других исследований стало известно, что школьники России занимают 28-е место по "качеству чтения" среди 32 обследованных стран. Книга даже в шутку перестала быть лучшим подарком, и это несмотря на то, что отдельные экземпляры книжной продукции могут стоить весьма дорого. Исследователи подчеркивают, что книги сейчас читают либо строго функционально, для работы или учебы, либо рутинно, случайно, как смотрят телевизор. Поражает даже не это, а то, что почти половина издаваемых книг - 40 процентов – не находят своего читателя. Другими словами, вместе с кризисом потребности в чтении можно констатировать и кризис книгоиздания и книгораспространения.

В принципе можно понять, почему все так произошло. Во-первых, легенда «о самой читающей стране мира» была все-таки обыкновенной советской легендой про «особого» советского человека. Просто в ту эпоху культура была единственной сферой объективной социальной стратификации, способом показать, что ты нечто большее, чем кажешься. Человек не мог купить завод, но мог собрать хорошую библиотеку или прорваться на редкий спектакль. Сейчас основным показателем социального благополучия стали деньги, и все остальное отодвинулось на второй-третий план. Кроме того, когда в нашей стране стал зарождаться «средний класс», он начал создавать свои внутренние традиции. И поскольку большинство менеджеров выкладывались на службе на полную катушку, то в свободное время им хотелось только одного - отдохнуть, развлечься, переключить мозги. И именно эти люди формировали моду, в том числе моду на чтение. В результате в чтении преобладает откровенное чтиво.

В книгоиздании шли свои процессы. Сначала интеллигенты, подавшиеся в книжный бизнес, пытались издавать «высоколобую» литературу. Примером может служить трехтомник Джойса, изданный в 1994 году тиражом 50 тысяч экземпляров. Сейчас этот тираж кажется сумасшедшим, но в советские времена были другие масштабы, и книгоиздатели думали, что классический роман уйдет на ура. Но очень жестоко просчитались – издательство погорело из-за этого издания. И подобный пример был не единственным. Поскольку книгоиздание прежде всего бизнес, то те, кто выжил, стали нащупывать беспроигрышные ходы. Ими оказались детективы, «женские романы», фантастика, фэнтези и различного рода «полезные» издания – энциклопедии и советы. Если какая современная художественная литература и издается, то только та, что сумела всеми правдами или неправдами войти в моду. Впрочем, мода на ту или иную книжку еще не признак ее качества… Между прочим, в Москве и Санкт-Петербурге, где самые высокие показатели покупок книг, читатели в массе отдают предпочтение зарубежной классике, современной зарубежной прозе и отечественной современной литературе.

Что-то подобное происходило и в книготорговле. Многие старые книжные магазины разорились. Особенно это касается провинции. Например, в Саратове не осталось ни одного магазина бывшего книготорга, а известный каждому горожанину Дом книги является представителем московской книжной сети. Произошло это из-за привычки работать по-старому, как учили, без учета изменившихся потребностей. Книготорговля тоже ориентирована прежде всего на прибыль, поэтому в магазинах и на лотках легко найти книжки модных жанров и очень трудно – серьезное чтение для ума и сердца. В этом и есть главное противоречие книжной проблемы в России: для тех людей, кому книги нужны и интересны, издается крайне мало, да и найти такому читателю свою книгу в массе макулатуры очень сложно. Современные методы работы с читателями книжных магазинов опять же ориентированы на массовую публику, а не на эксклюзивных клиентов. Все эти «лидеры продаж», «лучшая книга месяца», «наши рекомендации» рассчитаны на вкус толпы. Но толпа, как говорят социологи, читать не хочет. Для книголюбов же нужны новые системы заказов, доставки редких книг, информирования о книжных новинках. А для неофитов – государственные программы по развитию культуры и повышению престижности чтения.

Почему все это важно? По нескольким причинам. Во-первых, как бы высокопарно это не звучало, чтение - не просто досуг, но и способ формирования личности, создания мировоззренческого кругозора, источник нравственных и эстетических ориентиров. Это способ научиться правильно писать и говорить. Во-вторых, ученые называют чтение универсальным типом культурной деятельности, это способ продвижения на социальных лифтах, поскольку серьезная книга - это погружение в сложную семиотическую ситуацию, опыт, который позволит адекватно реагировать на вызовы жизни. В-третьих, стране необходимо воспроизводство креативной аудитории потенциальных лидеров бизнеса, науки, творчества. Да и сами эти лидеры без культурной базы ниоткуда не возьмутся.

Между прочим, первое место по чтению сейчас занимает Индия. Вообще, восточные страны переживают бум чтения. В Азии находится 28 процентов мирового книжного рынка. Например, в Южной Корее активно читающих – 78 процентов населения. Правда, Россия, можно сказать, в хорошей компании – по чтению мы ближе к европейцам и американцам. Правда, их мы даже переплюнули: по данным Международной ассоциации книгоиздателей, в Европе от литературы отказывается не больше трети населения, а у нас, как уже было сказано, - половина. Культурологи говорят, что, если так пойдет и дальше, россияне забудут грамоту и разучатся фантазировать. Они сравнивают ситуацию со Средневековьем. Одна надежда – после Средневековья должно прийти Возрождение…

Выдержки из исследования "Массовое чтение в России" аналитического центра Юрия Левады

В настоящее время не покупают книг 52 процента россиян. Не читают их 37 процентов. Журналы не покупают 59 процентов (не читают 39).

Библиотека перестала быть главным институтом организации чтения. Библиотеками не пользуются 79 процентов россиян. Причины - обеднение и плохая комплектация фондов. Книгоизданием занимаются преимущественно частные издательства. Им принадлежит 70 процентов изданных книг по названиям и 91 процент по тиражам. Более 40 процентов издаваемых в стране книг не доходит до читателей. Книжно-журнальная продукция практически недоступна жителям сел и городов с населением меньше 100 тысяч человек. Если в советской России существовало 4500 книжных магазинов, то теперь 2500 (500 сетевых, 2 тысячи независимых и 10-20 тысяч книжных лотков с ограниченным и стереотипным набором). Сегодня 1 книжный магазин приходится в среднем на 60 тысяч потенциальных покупателей. В Европе - на 10-15 тысяч.

В библиотеках берут книги 18 процентов россиян, покупают в книжных магазинах - 35, берут почитать у знакомых и друзей - 63 процента. Книги и журналы сегодня активнее читают россияне моложе 40 лет, чаще - молодые женщины. В интернете читают книги 12 процентов опрошенных. Основная часть - справочные материалы, чуть меньшее число - литературу по специальности и лишь 1 процент - художественную литературу. Около трети тех, кто вообще покупает книги, приобрели за последний год 1-2 книги, чуть более трети - 3-5, а одна пятая - 6-10. Более 11 книг (примерно 1 книгу в месяц) покупают не более 15 процентов активных читателей. Из тех, кто ответил, что читает книги, художественную литературу вообще не читают 17 процентов. Для мужчин этот показатель выше - 21 процент. Но хуже всего художественная литература идет у молодых читателей до 24 лет - 26 процентов. Массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются книги о здоровье и лечении (22 процента), книги по кулинарии (18) и книги по специальности (18). Среди жанров, популярных у молодежи, упорно лидируют фэнтези, мистические и "готические" романы. Лидерами жанра являются сегодня "женский детектив" и "женская проза". Мужчины предпочитают российский боевик.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17012006103428&oldnumber=331