"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (331) от 12.01.2006

Сетевые грозди: чем богаче выбор, тем больше затраты

Ольга КАЛИНИНА

Почему сетевые магазины называются экономными? Видимо, потому, что покупатели, экономя время, так и хотят побыстрее выбраться из райских кущ, наполненных товарами. Цены же в сетях подчас не ниже, чем на рынках, да и сервис, бывает, не всегда на высоте.

Грозди, ветви и плоды

Пока супермаркеты спешили занять свою нишу, активно вытесняя продуктовые рынки, обслуживающий персонал был непривычно вежлив и трепетно выполнял пожелания клиентов. Радостные покупатели набивали корзинки доверху и часами бродили в рядах небывалого доселе ассортимента. Привыкать к новшествам пришлось недолго. На всякий западный проект у нас в России найдутся свои поправки.

Лет десять назад торжественное открытие элитных супермаркетов «Ракета» в Саратове или «Афины» в Энгельсе было весьма значимым событием. Иногда даже с присутствием мэра и подарками от администрации. Руководство магазинов советовалось с посетителями, как лучше оформить торговый зал, и раздавало анкеты для рацпредложений. Сегодня дела обстоят иначе. Витрины с дорогим алкоголем запираются на замки, даже дорогую банку кофе вы не везде возьмете с полки запросто, хотя это – одно из нарушений правил торговли. Раз назвались супермаркетом - значит, все, что продается, без исключения должно быть доступно самообслуживанию. И, конечно, будьте добры купить уголок покупателя и разместить там всю необходимую информацию.

Большинство жалоб в адрес сетевых магазинов, поступающих в различные общественные организации по защите прав потребителей, одинаковы по своей сути. Просроченные даты реализации продуктов, грубость продавцов и охранников, обсчет, недостаток информации о продукции, очереди у касс, когда из четырех работает в час пик одна-единственная, да и та с перебоями, стали притчей во языцех. Непонятные консервные банки без этикеток, слипшаяся мороженая рыба, требующая топора, черствые хлебобулочные изделия без упаковки - список можно продолжать.

- Девушка, а почему вы мне посчитали на пятьдесят рублей больше за эту кильку?

- Ой, она же разных сортов, а ценники поменять еще не успели.

Текучка кадров в сетях стала уже привычным явлением. Слишком много стрессов приносит людям эта работа. Зарплату в сетевых магазинах хотя и не задерживают, но, по словам самих продавцов, урезать жалованье могут очень даже весомо. Штрафы, мелкие недостачи и даже банальное воровство – настоящий бич супермаркетов. На цивилизованные системы видеонаблюдения тратиться в провинции считается нерентабельным. Охранники в магазинах делают все, что могут и как умеют. И как заявил один из сотрудников вневедомственной охраны, «следующим шагом остается только привязывать товары к прилавкам за веревочку».

По информации менеджера одной из сетей, до 80 процентов краж совершают в магазинах свои же сотрудники. Как следствие - кадровая текучка во всех сетях.

Продавщица, затем товаровед, много лет отработавшая в торговле, призналась, что ей очень трудно было удержаться от искушения потихоньку прихватить с полок что-нибудь вкусненькое. Тем более что некондиционные банки и просроченные на один только день деликатесы на вкус почти ничем не отличаются от кондиционных. Дама вышла из положения научным способом – стала по совету психолога представлять, что вокруг нее на полках не съедобная вкуснота, а просто восковые муляжи. Прием подействовал. Она похудела за полгода на десять килограммов.

Сегодня в Саратове и окрестностях действуют шесть сетей-дискаунтов. В каждой торговой сети имеется порядка сорока-пятидесяти магазинов на регион. По данным статистического управления, до 70 процентов продуктовых продаж сегодня на счету сетевых магазинов. Необходимость в них есть, и за ними, безусловно, будущее.

И покупатели, и хозяева часто недовольны работой продавцов. Молодежь рассматривает работу в сетевых магазинах как временный вариант. И это понятно, хотя именно молодым продавцам, которым не свойственна агрессивность по отношению к покупателям, руководство обычно дает зеленый свет. Низкий уровень подготовки кадров естественным образом выливается в невнимание к покупателям и снижение ответственности за обслуживание. Принцип взаимозаменяемости сотрудников, когда у семи продавцов-дискаунтеров отдел остается без присмотра, тоже не способствует качеству торговли.

Охрана не обязана охранять

Вот такой парадокс – покупатели оставляют свои вещи, подчиняясь требованиям. При этом надзиратели в форме охранников не выполняют функции охраны вещей покупателей. Задача охранников – максимально освободить народ от поклажи, а себя - от тревожных наблюдений за выносом товаров из магазина.

Оставляя вещи в открытых ячейках, покупатели сильно рискуют своим имуществом, но выбора им не предоставляют. Большим достижением является в саратовских магазинах и то, что женщинам разрешают брать с собой маленькие сумочки.

К слову сказать, покупатель имеет полное право не доверять охранникам наблюдение за собственными сумками и проходить в торговый зал, как он есть. Просто сотрудники сетей действуют так, как им удобнее.

Если вы разбили что-то, не стоит немедленно бежать за кошельком и расплачиваться за испорченный товар. По Закону о защите прав потребителей за неумышленный ущерб покупатель платить не обязан. Достаточно вашего извинения.

Часто бывает, что стенды с разной мелочевкой расположены очень близко у касс. Задеть их очень легко. Теснота в рядах - прямое нарушение правил размещения товаров. В преддверии праздников толчея у прилавков, касс и нагромождение украшений могут привести к тому, что вы зацепитесь одеждой за какой-нибудь выступ или крючок. В таком случае администрация магазина обязана возместить вам материальный и моральный ущерб. Правда, необходимо, чтобы факт подтвердили два свидетеля события, оказавшиеся рядом с вами в этот момент. Также нужно немедленно обратиться к управляющему и потребовать письменных объяснений. Как известно, в суде все документы пригодятся. Однако, по информации начальника управления торговли администрации города Галины Егоровой, до суда в продуктовых сетях обычно дело не доходит.

Всё течёт, почти ничего не меняется

Очень часто продавцы устают от дотошных покупателей так, что не выпустить пар для них равносильно пытке. Попробуйте с восьми до восьми провести время на ногах среди людей, денег и продуктов. Да, наши продавцы редко улыбаются покупателям. Иногда улыбка продавца вызывает изумление - мол, чему радоваться-то при такой жизни? Моя знакомая, очень симпатичная девушка, до этого долго работавшая парикмахером в салоне красоты, целый месяц продержалась в отделе мясной нарезки. У нее даже образовались поклонники, которые непременно желали попасть именно в ее смену. Она была со всеми предельно любезна. Как сказал один пенсионер, постоянный ее покупатель, «у вас такая улыбка - необыкновенно обаятельная». Потом она все-таки уволилась - не выдержала перенапряжения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17012006103222&oldnumber=331