"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 50 (329) от 22.12.2005

Худсовет

Усложнённые узоры

Александр ДАВИДЕНКО

Вторая персональная выставка Юлии Чернышовой в музее им. К. Федина, как и работы, показанные на совместных выставках после первой персональной, говорят о том, что она не изменяет своим выработанным художественным принципам. По-прежнему наиболее удачны натюрморты и пейзажи (к сожалению, их стало меньше), а “сюжет” так и не может встать на ноги, оставаясь поверхностно-иллюстративным.

Пейзажи решаются в стилистике легкого детского примитива с откровенным отказом от иллюзии пространственной глубины и с использованием изысканной цветовой гаммы. Это создает ощущение притягательной иллюзорности (“Золотой денек”). Расположение рядов симпатичных, ухоженных домов — коробочек друг над другом — и членение общей плоскости на простые геометрические фигуры задает определенную ритмичность всей композиции и удерживает внимание зрителя, заставляя мысленно перемещаться вдоль пустынных переулков. В таком же ключе, но гораздо живее решена “Зима”. Она приобретает сказочный характер, благодаря игрушечности городских строений, похожих или на елочные украшения, или на пряничные домики, обильно посыпанные цветной сахарной пудрой.

Говоря о натюрмортах (да и не только о них), следует отметить одну важную особенность. Не цвет и не простая линия, выявляющая характерные черты объекта живописания, а в разной степени усложненный узор является основным средством художественного самовыражения Ю. Чернышовой. Она не рисует цветом, а расцвечивает рисунок. Создаваемое изображение лишено ярко выраженной экспрессии, оно сугубо декоративно и эмоционально сдержанно (речь не идет о внешней демонстрации чувства, которое не приводит к положительным результатам). Ю. Чернышова тщательно выстраивает живописную конструкцию из разнородных объектов и фона, который подвергает предварительному дроблению. И то и другое объединяется на плоскости в одно целое и сшивается, словно нитью, активной линией, выделяющей или создающей их контуры. Иногда результат напоминает хорошо сбалансированное по цвету лоскутное одеяло (“Голубой натюрморт”), иногда — легкие проволочные каркасы, обтянутые тонким пергаментом, словно китайские фонарики, в которых сквозь материальную плоть таинственно проступают плавные изгибы их контуров (“Груши и манго. 2002 г.”), нередко — узорчатую филигрань, наложенную поверх незатейливого изображения. В одних случаях фрукты и посуда имеют сходный с фоном линейный ритмический характер и близки ему по колориту, причем даже виноградины представлены угловатыми и огрубленными (“Натюрморт с виноградом”). В других случаях используется как прием противопоставления линейных ритмов (углы — овалы), так и цветовые контрасты (“Натюрморт с ананасом”).

Наряду с холодноватыми, эмоционально нейтральными работами стали появляться сочные, мясистые, наполненные внутренней энергией натюрморты, наметился интерес к чувственной материальности предмета. Такова хищная агрессивность красных изогнутых плоскостей и зеленых извивающихся стеблей в работе “Маки”, стилистически сходной с живописной манерой Ф. Татару. Особенно удачны в этом отношении “Ирисы” и “Белые ирисы”, в которых изощренная красота волнующих линий намеренно подчеркнута и даже усилена, а страстность и откровенная эротичность этого замечательного цветка передана безо всяких купюр через звучную пастозность их живописных форм.

Значительное место в творчестве Ю. Чернышовой занимают сюжетные работы с явно выраженным экзотическим уклоном. К сожалению, они же являются наиболее слабым ее компонентом. В большинстве случаев возникает ощущение того, что мы имеем дело с живописной иллюстрацией темы, автору совершенно не знакомой. В худших работах чрезмерное изобилие случайного узора и активных рокайлевых линий полностью уничтожает хоть какую-то осмысленную идею и напоминает рассыпающейся композицией звучание оркестра во время настройки инструментов (“Арабески”), а “Слияние с природой” демонстрирует весьма своеобразное представление о гармонии. Природа, судя по всему, должна играть роль роскошного интерьера, оттеняя и дополняя дорогие ювелирные украшения, элегантный наряд и красивую прическу, сделанную в модном салоне, а разные там лемуры — заменять приевшихся капризных собачек и кошек. Все это вполне укладывается в стереотипы гламурных журналов о красивой жизни преуспевающей части общества.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23122005173040&oldnumber=329