"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 50 (329) от 22.12.2005

На автобусе — за равными возможностями

Ирина КАБАНОВА

В последнее время только и слышно: качество образования в стране оставляет желать лучшего. Если говорить о сельских образовательных учреждениях, им в этом плане по понятным причинам труднее всего. Поэтому именно им в полной мере предстоит узнать, что означает это страшное слово — “реструктуризация”, которая согласно областной целевой программе “Развитие образования на 2006—2008 годы” как раз и направлена на то, чтобы уравнять образовательные возможности городских и сельских школьников.

Причины и следствия

“Реструктуризация сети малокомплектных сельских школ” — так звучит одна из задач, направленных на повышение качества образования. К этому, во-первых, подталкивает демографическая ситуация в области: по данным областного министерства образования, в период с 2002 по 2005 год число школьников сократилось на 69 тысяч — это 21,5 процента от числа обучающихся сегодня. Если наполняемость классов в городских школах составляет в среднем 25 человек, то на селе — 9. В настоящее время в системе образования области насчитывается 146 малокомплектных основных (с обучением в 1—9-х классах) и 221 средняя общеобразовательная школа, в которых средняя наполняемость классов не превышает 10 человек.

В некоторых районах области пошел естественный процесс закрытия школ именно из-за отсутствия контингента: за пять лет по решению схода граждан закрыты 64 школы — некого стало учить.

Вторая причина — качество образования сельских школьников. Выпускник сельской школы и выпускник городской — совершенно не одно и то же: конкурентоспособность первого при поступлении в вузы заметно ниже — дают о себе знать устаревшая материально-техническая база сельских школ и качество преподавания. Сельские учителя вынуждены вести по несколько предметов, причем не всегда у них для этого имеется необходимая профессиональная подготовка. Учитывая территориальную удаленность сельских школ и малочисленность учеников в них, здесь вряд ли можно будет осуществлять профильное обучение по новой системе (об этом “Богатей” писал в № 45): где набрать группу детей для тех же элективных курсов и где найти квалифицированного преподавателя, который станет ездить по школам проводить уроки? Получается, что доступ к образовательным услугам у городских и сельских школьников неравноценный, хотя каждый имеет право выйти в интернет и послушать на уроке доцента из университета.

Школа как цемент

Термины, как правило, настораживают: мало ли, что за ними скрывается! Когда речь заходит о реструктуризации, первой у людей возникает мысль о том, что школы хотят закрыть. К этому ли ведет означенное намерение министерства образования и каков сценарий реструктуризации — об этом я спросила заместителя министра образования области Людмилу Сафонову.

“Закрывать школы никто не собирается, — говорит Людмила Викторовна. — Речь идет о том, чтобы преобразовать 42 малокомплектные основные школы в начальные и 23 средние — в основные в 14 районах области. То есть учащиеся старших возрастных групп будут переведены из преобразованных школ в базовые основные и средние, расположенные в крупных населенных пунктах, что позволит обеспечить полноту образовательных услуг и оптимизировать затраты на обеспечение образовательного процесса”.

Выглядеть это будет так. К примеру, в сельской школе учатся 7 человек: четверо — малыши начальной школы и трое, скажем, семиклассников. После реорганизации в ней остаются учиться малыши, в связи с чем школа, сохраняя свой статус общеобразовательной, становится филиалом или структурным подразделением. Старшие школьники ездят учиться в близлежащее село, где старшая школа не столь малочисленна и потому выбрана в качестве базовой.

Когда вопрос рассматривался на комитете по социальной политике, некоторые депутаты высказали предположение о том, что все это приведет к вымиранию небольших сел, ведь школа является культурным центром в селе. И хотя нас убеждают в том, что количество школ не уменьшится, согласно логике процесса такая участь все же может постичь те школы, где нет начальных классов (поскольку нет контингента), зато есть несколько учеников среднего звена, содержание которых обходится бюджету в два раза дороже, чем содержание саратовского школьника (просто потому, что их мало): их переведут в базовую в соседнем селе. Но только ли школа является тем цементирующим звеном, которое удерживает жителей на своих местах? “Социокультурных центров на сегодняшний день в области 91, — говорит Людмила Сафонова. — Например, в селе Новая Лопастейка Балтайского района в здании отдела культуры находятся начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, клуб и библиотека. Когда все это располагается в одном здании, легче платить коммунальные услуги”.

Собственно, здесь и собака зарыта. По закону Саратовской области “О порядке определения нормативного финансирования”, принятому в конце июня, утверждена методика расчетов под кодовым названием “деньги ходят за учеником”: на каждого ученика рассчитывается определенная сумма, умножается на количество учеников, и эту сумму получает школа. Директор будет ее расходовать на зарплату учителям, хозяйственные нужды, материально-техническую базу, коммунальные услуги и т. д. Запустить эту методику предполагается с будущего года, и тогда в учебном заведении должно быть не менее 8 человек, чтобы она могла справиться с финансовыми сложностями — когда в школе два-три ребенка, выделяемая школе сумма не покроет всех расходов. Впрочем, в течение 2006—2007 годов будет действовать поправочный коэффициент, который облегчит участь школ с малой наполняемостью классов: на него умножается количество учащихся, и сумма получается больше. К 2008 году переходный период закончится, коэффициент отменят, а деньги будут умножаться только на количество учеников. И выйдет, что школа получит минимум, а если учеников мало, то не получит ничего. В такой ситуации, конечно, лучше объединиться. Правда, главы районов этой идеей еще не прониклись и относятся к идее реорганизации школ с подозрением.

Поехали учиться!

На бумаге обычно все выглядит хорошо, самое интересное начинается, когда дело доходит до технического исполнения. Речь идет о программе “Школьный автобус” — о том, кто, как и по какой дороге будет ежедневно возить современных Филипков до школы и обратно.

Сейчас подвоз детей осуществляется в 267 школ, при этом только 65 школ имеют собственный транспорт, в остальные детей возит рейсовый автобус, транспорт хозяйства или родители.

В начале ноября министерство образования РФ приняло от Саратовской области заявку на 100 автобусов — правда, участие в федеральной программе возможно только на условиях софинансирования, поэтому на покупку автобусов были заложены средства и из областного бюджета. Но купить автобусы — полдела: для этой программы специалисты разрабатывали маршруты по карте, смотрели, где есть трасса и где удобней подвозить. Но на карте одно, на деле другое: есть множество примеров, когда указанная на карте асфальтированная трасса оказывается разбитой. Так что сначала придется отремонтировать дороги. Кроме того, при выборе базовых школ будет учитываться и километраж, в пределах которого будет осуществляться подвоз. Хотя определенных критериев и цифр на этот счет пока нет, сами родители высказываются за то, чтобы детей возили не более 5—6 километров, чтобы время на дорогу туда-обратно не стало для них мучением. А если дети будут съезжаться в базовую школу из нескольких сел, каков будет маршрут автобуса, будет ли он объезжать села по кольцевой, чтобы собрать детей, или будет выбрана какая-то другая тактика — эти вопросы пока не отработаны.

Впрочем, до 2008 года еще есть время, чтобы проверить все теоретические выкладки на практике и оценить все возможные проблемы. Сейчас районам дали возможность самим определить, где будет находиться базовая школа и каких условий не хватает для начала реорганизации. Остается держать пальцы крестом, чтобы за всеми этими пертурбациями не забыли о том, ради чего они затеяны.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23122005172529&oldnumber=329