"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 48 (327) от 08.12.2005

КУМИРЫ

Азарт – это профессия

Элен ЛАЗАР

О пользе записок

Детство Елена провела на чемоданах – семья военного кочевала с места на место. За год она успевала сменить по две школы и все время была «новенькой в классе». После школы она искала «свое»: и на радиозаводе пыталась работать, и в библиотеке. Однако… Еще на выпускном вечере она украдкой положила в бутылку из-под шампанского записку: "Хочу стать знаменитой актрисой". В конце концов, после двухлетних метаний, поехала поступать в ГИТИС. Что удалось с первой же попытки.

Окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра "Современник" – за включение ее в труппу театра члены художественного совета проголовали единогласно. Это редчайший случай. В этом театре сложилась и семья: ее мужем стал актер театра "Современник" Валерий Шальных. Сына Дениса, которому сейчас 13 лет, она воспитывала по японскому методу – это когда ребенку все разрешается до пяти лет. Поэтому Денис где-нибудь на прогулке беспрепятственно мог долбить одним железным предметом по другому, вызывая раздражение других мамаш.

Дело в генах

Тяга к ремеслу, как видно, передается на генном уровне – ее прапрабабушка была крепостной артисткой, правда, в те времена это было позором семьи. С Еленой же – все с точностью до наоборот. Сын, будучи в первом классе, заявил двум одноклассникам, усомнившимся в принадлежности его матери к актерскому братству: «Моя мама – великая актриса». Мама Елены, Валерия Павловна, относится к профессии дочери с благоговением. Правда, посмотрев ее первую картину, сказала: "Доченька, а, может быть, тебе лучше не сниматься? Может, будешь только в театре работать?" – очень уж Елена ей не понравилась.

Ее первый опыт в кино случился на третьем курсе. Она играла цирковую артистку в фильме "Двое под одним зонтом", где ее партнером был Смоктуновский. Приехав в Одессу на пробы, маршрут к киностудии она проложила через пляж, откуда явилась к режиссеру красная как рак. Но ее все равно утвердили. О том, как начинающая актриса взялась за дело, свидетельствовали антропометрические данные: до съемок она весила 68 килограммов, а после – 45. Как говорит Елена, впервые сниматься было страшно. Но страшно и сейчас. И все же волнение за кулисами и перед магическим словом режиссера "мотор" она считает самым приятным в профессии. «Представляете, стоят народные артисты, такие безумно народные, как Игорь Кваша, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, и просто трясутся!» Правда, зрителям это представить трудно.

Заклейменная

После выхода "Интердевочки" на экраны ей позвонили из японского "Плейбоя". Но Елена столь грамотно и аргументированно сформулировала свой отказ, что больше подобных обращений не последовало.

«Интердевочка» – это ее клеймо. Прежде чем начать разговор, журналисты вспоминают этот, выражаясь современным языком, «хит сезона». Как будто не было ролей ни до, ни после. А после, между прочим, были «Анкор, еще анкор!», «Воспитание жестокости у женщин и собак», "Какая чудная игра", "Ретро втроем"... Теперь вот «Каменская» – сериал, перехватывающий, кажется, эстафетную палочку у той самой «Интердевочки». Проект, без сомнения, весьма удачный на фоне сплошных «салонов красоты», которыми пестрят телеканалы.

Несмотря на «длинную дистанцию», Яковлева еще не устала от образа доблестного майора милиции Анастасии Каменской. И не только потому, что роль оказалась благодатной почвой для творческих поисков. Большим плюсом она считает то, что перезнакомилась и сдружилась с безумным количеством актеров – шутка ли, больше трех лет съемок!

Рабочий график прохлаждаться не располагает. Выходных нет, потому что в выходные Яковлева играет спектакли в театре. Да и сам процесс съемок не так уж романтичен, как может показаться неискушенному зрителю. К примеру, снимаются четыре сцены из разных серий. Нужно выучить весь текст, чтобы в любую минуту отснять тот или иной отрывок. За съемочный день актерам до десяти раз меняют прическу и грим, потому что в одной серии они выглядят так, а в другой – иначе. Столько же раз приходится и переодеваться.

Яковлеву часто спрашивают, почему ее редко можно встретить на различных тусовках. Да вот потому! Прийти домой после рабочего дня, в одиннадцатый раз наложить косметику и переодеться в очередной прикид ради того, чтобы вписаться в праздничную толпу коллег по цеху, – нет, это не для нее.

Шила в мешке не утаишь

Актерская профессия, пожалуй, одна из самых экстремальных – условия, при которых приходится работать, редко бывают комфортны. Какая благоразумная женщина согласилась бы ради съемок в «Анкоре…» носиться практически раздетой по снегу, будучи беременной?

А ее участие в игре «Форт Боярд»? Нет, все-таки есть в ней какое-то шильце. «Меня такие авантюры сильно увлекают, будоражат... Участвуя в такого рода проектах, испытываешь невероятные ощущения азарта, юности, жажды приключений. И если б мне что-то такое еще предложили, я бы, не думая, ринулась участвовать. Правда, когда меня позвали в "Последнего героя" и предложили рвануть на Карибские острова на месяц – вынуждена была отказаться из-за того, что шли съемки сериала и спектакли в театре».

Однако она и дома находит способы впрыснуть себе адреналинчик. Недалеко от своей дачи она обнаружила частную конюшню и теперь регулярно там появляется. Научилась рысью скакать, галоп освоила. Сейчас так втянулась, что даже в день спектакля совершает конную прогулку. Домашнее задание поклонникам: представить Яковлеву, у которой ветер свистит в ушах!

Шутки шутками, а все это не случайно: актеру нужны эмоции. «Любое внешнее раздражение дает настрой, скажем, на вечерний спектакль. Нельзя же закрыться там и вот с утра прямо готовится к спектаклю!» Если нет под рукой тараканов и решеток форта Боярд, сгодится и подгоревший суп, и сбежавшее молоко. Все переживания, как говорит Елена, выливаются в то, что ты делаешь. Может быть, потому зрители, увидев ее в образе Марии Стюарт, уходят из театра очарованными.

ДОСЬЕ

Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском. Мама – сотрудница НИИ, отец – военнослужащий. В 1984 году окончила ГИТИС. Актриса театра «Современник». Награды: два приза киноакадемии "Ника", приз Токийского кинофестиваля, приз Римского кинофестиваля. Не любит водить машину и когда черная кошка перебегает дорогу.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122005165145&oldnumber=327