"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 48 (327) от 08.12.2005

Жанры

Весь этот цирк

Ирина КАБАНОВА

Цирковое искусство, пожалуй, больше любого другого стремится к исключительности. «Впервые на арене» – не праздные слова, а отражение специфики, которая требует все время удивлять зрителя. А для этого нужно постоянно придумывать что-то новое. И воплощать, с какими бы трудностями – финансовыми, техническими, кадровыми ли – это ни было связано.

Был, есть и будет

Грядущее реформирование культурной сферы, когда учреждения культуры сами должны будут зарабатывать себе на жизнь, цирк, несомненно, перенесет легче других, поскольку он это делает уже сейчас, получая от государства субсидий лишь на 30 процентов от необходимого. Сегодняшние попытки придать цирку статус ООО не находят оправдания у людей, знающих этот мир и профессию изнутри. «Я стою на том, чтобы удержать государственность организации и сохранить единый имущественный комплекс, который пытаются всеми силами разбазарить», – говорит генеральный директор компании «Росгосцирк», народный артист СССР и России Мстислав Запашный, который привез в Саратов программу «Триумф XXI века», уже снискавшую славу как уникальный аттракцион с хищниками.

Сейчас, по словам Мстислава Михайловича, отток молодых кадров на работу за рубеж приостановлен, поскольку за счет собственных средств удалось добиться повышения зарплаты по бюджетной сетке до 8,5 тыс. рублей, а «артисты-гранты» (так он называет тех, кто мог бы получать гранты от правительства, если бы таковые имелись) зарабатывают не меньше 900 рублей за выступление при норме в 20 выступлений. Однако это не исключает работу по контракту на мировых аренах. Артисты русского цирка очень востребованны. К примеру, канадский «Сirque du Soleil» на 62 процента состоит из наших артистов, американский цирк – на 80.

«Не продаётся вдохновенье…»

Над программой «Триумф XXI века» работа шла в течение шести с половиной лет. Ее гвоздем стал аттракцион «Тигры на зеркальных шарах» под руководством народного артиста России Мстислава Запашного, сына Запашного-старшего. Задумка аттракциона родилась просто – Мстислав Михайлович увидел его во сне. И хотя идея не нова – тигры катались на шарах и до этого, – животные выполняют трюки, которые еще никто не ставил. Дрессура в принципе везде одинакова: животные делают стойки, прыгают в кольцо... В основе аттракциона Запашных – принципиально новые формы дрессуры хищников. К примеру, те же животные, которые работают на тумбах и кольцах, работают и на шарах. Обычно это не принято. Есть и новейшие научно-технические разработки. Секреты, естественно, не раскрываются – к примеру, на движение шара получен патент. Но острых ощущений зрителям хватит надолго: Запашный-младший без страховки поднимается вместе с тигром под купол на шаре, и оба начинают шагать по нему, символизируя единение человека и животного. Вездесущие западные антрепренеры уже пытались купить аттракцион, предложив за него 500 тысяч долларов. Правда, безрезультатно. Первыми зрителями представления в Саратове стали воспитанники интернатов и дети из малообеспеченных и неполных семей. Таково правило Запашных – обязательный благотворительный показ каждой программы.

Трудность жанра

Цирковое искусство многогранно. Кроме традиционных, чьей «рабочей поверхностью» выступает посыпанная опилками арена, в России существуют два цирка на воде и три – на льду. Если говорить о жанрах, наиболее сложная ситуация складывается с клоунадой. Тут не нужно быть специалистом, чтобы оценить мастерство людей, призванных помочь зрителям расслабиться между акробатическими трюками без страховки и вложением головы дрессировщика в пасть царя зверей, от которых холодеет сердце и зрители забывают лизать мороженое. Смешить, а не насмехаться, заражать остроумием, а не рождать чувство неловкости – задача не из легких. Сложного грима на лице, постановочных изысков и «чудес», как оказалось, недостаточно – нужна душа, каким бы тривиальным ни казался этот принцип. Кузницами кадров для этого жанра сегодня являются студии клоунады в Москве, Перми и Ростове. «Хорошо, если из двух десятков поступивших к нам в студию выйдут двое смешных», – говорит Мстислав Запашный о новом наборе.

В целом цирку сегодня нужны новые имена взамен ушедших знаменитых династий. Выявить их позволяют фестивали циркового искусства, которые организует Росгосцирк. В Саратове подобные фестивали – не редкость, достаточно вспомнить прошедшие у нас «Принцессу цирка», Международный фестиваль циркового искусства и фестиваль клоунады. Очередное фестивальное действо пройдет в нашем городе в 2007 году, правда, его жанровое направление еще не определено.

Удивительное рядом

То, что гастроли столичных цирков и программ знаменитых династий вызывают ажиотаж, вполне естественно. Но случается, рядом с нами существуют коллективы, способные составить им конкуренцию своей зрелищностью и профессионализмом.

Мало кто знает, что в Марксе существует цирковая студия, которая уже приобрела статус циркового училища. А начиналось все 12 лет назад, когда супружеская пара Соловьевых, Сергей и Людмила, сплотила вокруг себя талантливую молодежь от пяти до двадцати лет и создала в Марксе молодежный цирк «Арт-Алле». Сегодня этот коллектив объездил Европу, побывал на гастролях в Турции, ОАЭ, а на различных международных фестивалях циркового искусства (среди них фестиваль в Монте-Карло) неизменно занимает призовые места. Два года подряд «Арт-Алле» выступал в Москве по приглашению Цирка на Цветном бульваре им. Ю. Никулина. А вот в Саратове он почти никому не известен – аренда площадки в саратовском цирке им. братьев Никитиных им не по карману, и те выступления, которые были – в основном новогодние представления, – организовывались для корпоративных праздников. Однако в этом году у саратовцев будет возможность увидеть этот необычный молодежный цирк на новогоднем представлении «В поисках Снегурочки», который пройдет в Доме знаний с 28 декабря по 4 января. Зрителям предложат не просто традиционный набор – эквилибристы, гимнасты, жонглеры, «гуттаперчевые мальчики и девочки», – а синтез циркового искусства и мюзикла.

Творческий почерк «Арт-Алле» – это колоссальная большая насыщенность представлений. Те, кому удавалось заглянуть за кулисы, поражались тому, что дети, ожидающие своего выхода, не экономят чувства и силы, а поддерживают из-за кулис тех, кто на сцене. Это можно объяснить, пожалуй, только одним: работа доставляет им удовольствие. А удовольствие артистов передается зрителям – и детям, и в особенности взрослым, которых, в общем-то, трудно удивить. Правда,

скольких сил и терпения стоит праздник, который получают зрители от цирковых представлений, знают только те, кто живет на арене.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122005165102&oldnumber=327