"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (326) от 01.12.2005

Кумиры

Писать — значит бездельничать

Элен ЛАЗАР

Бардовская песня — особый музыкальный продукт, который мог появиться только в стране туристов и собирающихся на кухнях творческих интеллигентов. Она далеко не всегда понятна иностранной публике, потому что для этого надо дышать здешним воздухом. А чтобы писать эти песни — здесь родиться и чуточку тоньше чувствовать жизнь.

Гимн всея бардовского движения "Как здорово" был написан его автором Олегом Митяевым на лекции по плаванию. Как только с тех пор песню не переделывали! Начало этому положила запись песни в исполнении трио "Меридиан". Когда ребята спели "Ты что грустишь, бродяга?", следящие за процессом начальники от культуры сказали: "Вы еще матом спойте... Какие у нас могут быть бродяги?". И "бродяги" превратились в "дружище". А когда в "Комсомольской правде" появился напечатанный текст, там оказался "товарищ". Теперь каждый считает своим долгом эту песню обыграть, но она остается уникальной в своем роде. Она даже переведена на иврит, потому что "очень точно отражает идею еврейского народа собраться на обетованной земле".

…И на дуде игрец

Если бы все должности, которые занимал Олег в своей жизни, были занесены в его трудовую книжку, она могла бы стать экспонатом Кунсткамеры: он работал преподавателем в институте, завклубом в пансионате "Сосновая Юрка" под Челябинском, во время учебы в институте работал монтажником, художником, дворником и в ансамбле городского торгового центра. В 1985 году Олег Митяев был приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. Позже закончил ГИТИС, снялся в нескольких фильмах. А в детстве, между прочим, он мечтал стать кинологом. "Я находил общий язык со всеми собаками в округе, строил им будки, а зимой они меня на лыжах возили по озеру. А когда приезжали отловщики дворняг, то я делал большое тимуровское дело — собирал всех собак и прятал...".

В школе Олег отличался потрясающей способностью получать только колы и пары, которые где-то к восьмому классу преобразовались в тройки–четверки.

Но жизнь показывает, что оценки ни на что не влияют. Особенно на овладение гитарой.

Что русскому хорошо, то немцу...

У каждого свой рецепт создания песен. Для Митяева писать — значит бездельничать: читать, встречаться с друзьями, подолгу с ними беседовать... Импровизация — его кредо, что отражается даже на концертах: песни, которые он выбирает, зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания — от интонации сказанного кем-то из зрителей слова.

Первым исполнительским триумфом Олега был областной конкурс политпесни, на котором он выступал с однокурсником из Института физкультуры. "Как-то он пришел и говорит: "Ты должен написать политическую песню". Я спрашиваю: "Как?" Он говорит: "Очень просто. В первом куплете должно быть про Гражданскую войну, во втором — про Отечественную, а в третьем куплете — про сегодняшний день. И еще должен быть яростный припев". Я уединился и за полтора часа все написал. В припеве были такие слова: "А вы, товарищ, что вы лично сделали, чтобы меньше стало смерти на Земле?!". Репетировали мы эти строчки так, что у самих мурашки по коже бегали. Когда на конкурсе очередь дошла до нас, мы жахнули: "А вы, товарищ...". Но комсомольский вожак спросил: "Вот вы спрашиваете, что сделали, чтоб меньше стало смерти на Земле, а что вы сами-то сделали?". На что я ответил, что мы спросили первые. Началась перепалка, и на конкурсы политпесни нас больше никогда не приглашали…"

С гастролями Митяев объездил не только Россию: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР, где записал диск в зале Национального театра в Претории. Любого артиста волнует прием публики, а если это публика иностранная... Поймут ли, оценят? И дело не только в языковом барьере.

За рубежом люди мало что знают о России, штампы превалируют в их сознании. И поэтому им интересно то, что поют русские своего. Но для понимания "нашего" им не хватает ассоциаций — все-таки живут в другом мире. "Немцы не могли понять песню про ненаточенные ножи. Для русского слушателя ясно: у женщины не наточены ножи, значит, в доме нет мужчины. А немцы меня спрашивают: "Есть же электрическая точилка, можно купить. Почему же эта женщина так страдает? Давайте мы купим ей".

Митяевские песни — вне времени. Потому что они о чувствах и людях, а не о сиюминутных сложностях. Ну а главное в них каждый находит для себя сам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2122005175226&oldnumber=326