"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (326) от 01.12.2005

Книжная Полка

Весёлое покушение на романтику

Анна САФРОНОВА

Издательство "Вагриус" выпустило книгу "Московские сказки" Александра Кабакова (читателям толстых журналов текст этот стал знаком несколько раньше). В книге — двенадцать сказочек, герои сквозные, и, следовательно, событийная связь налицо, а также и внутренняя.

Кабаков, не мудрствуя лукаво, использовал вовсе не новаторский прием: взял и переложил известные сказки и легенды, как принято говорить, на новый лад. Ход-то старый, но действует безотказно, поскольку включает "запасную" память читателя и дарит ему все прелести узнавания.

Место действия — Москва, герои — из самых разных социальных слоев, в том числе и кочующие из слоя в слой. Несколько сюжетов для примера. В первой сказке-новелле несколько "новорусских" хозяев жизни попадают независимо друг от друга (хотя пили вместе) в странные ДТП: причиной их гибели или умопомешательства становится встреча с машиной без номеров, управляемой абсолютно натуральными скелетами. Много чего новый "Летучий Голландец" (новелла называется "Голландец") натворил в Москве, но и в следующей сказочке герой по имени Ваня натворил не меньше ("Бабилон"). Решил он, предприниматель Иван Добролюбов, построить здание, уходящее прямо в небо. Но, согласно канону, разноязыкие "арбайтеры" друг друга не поняли, и все развалилось. А вот идет к бабушке новая Красная Шапочка. Но и девица не по-сказочному продвинута и знает, как в соответствующие органы в случае опасности обратиться, и бабушка ей не родная, а всего лишь потенциальная дарительница наследства, и не только пирожки в корзинке, а и бутылка беленькой. Волк же — маньяк, но человек, хоть и в волчьей шкуре ("Красная и серый"). Современного Дон Жуана по фамилии Иванов пусть не Каменный Гость гробит, а электричество, но в ситуации той же самой ("Ходок"). Красавица дона Анна превращается в спившуюся бомжиху, да и вообще она мертвая. Мертвые герои легко вписываются в среду еще живых и, честно говоря, мало друг от друга отличаются. Вот, кстати, и обобщение: "В общем, выше мы нарисовали, как могли подробно, прелестную и полную света картину народной жизни, с ее тихими долгими трагедиями и бурными краткими радостями, с безумными, но удивительно здравомыслящими героями, с незыблемыми, хотя и ничтожными ценностями, картину, источающую целебную тоску и умиротворяющее отчаяние".

Что же, однако, делать? В сказках, как известно, должно победить добро, а у убитого морально читателя остаться надежда, что справедливость восторжествует. Некоторое подобие счастливого финала вроде как пытается дать Кабаков в последней новелле "Огонь небесный". Сюжет таков: в неком "частном секторе" живут себе люди, не желающие добровольно отдать свои дома и переселиться согласно планам застройки. Развертывается настоящая война, и в один прекрасный день могущественный враг частников совершает подлый ход, а именно: отключается электричество. Но находится внелогичный Прометей и без всякого монтерского оборудования легким движением руки электрический свет возвращает, что вселяет в аборигенов временную радость, но в итоге не останавливает процесса расселения. Вот такой безнадежный хеппи-энд.

И что же все-таки делать, куда деваться, и кто виноват? "Ах, великая была держава! Третий, блин, Рим. А теперь… Но ничего, еще развернемся, еще все увидят, дайте только время, на что способны мы, с раскосыми, как верно сказал поэт, и жадными очами, еще поднимемся, и задрожит все вокруг!.. А мы станем любить друг друга человеческой и братской любовью, сочувствовать и помогать один другому… Пока же нужно терпеть и все прощать, все прощать и всем, поскольку обстоятельства у нас тяжелые, вот в чем дело", — хитро прищуривается Александр Кабаков, как бы сильно сомневаясь в возможности такого расклада. И, в общем-то, ведет себя как известный революционер, который вечно зачем-то прищуривался. Не зря один из его героев, воплощая некоторые народные чаяния, воскрешает непогребенное историческое тело, и ничего путного из этого не выходит. Автор "Московских сказок" не в пример скромнее вождя, ибо покушается не на общественный строй, а на романтическое сознание.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2122005175102&oldnumber=326