"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (326) от 01.12.2005

Высшие Сферы

Перспектива в эфире

Ирина КАБАНОВА

Радиоэфир стал фоном нашей жизни, сотканным из музыки и новостей. Роль такого фона выполняют чаще всего музыкальные радиостанции, поскольку их эфир не предполагает глубоких размышлений. А так как принцип "не нравится — не слушай" очень легко воплощается потребителем радиопродукта, борьба коммерческих радиостанций за аудиторию означает стремление быть на гребне.

Тон в этом задает, конечно, столица, а то, что все радиостанции FM-диапазона в Саратове в основном ретранслируют московский эфир, секрета не составляет. Однако создание собственного продукта стало основой работы местных редакций, поскольку любого слушателя, живущего не в Москве, больше интересует то, что происходит в его городе.

Все радиостанции равны, но некоторые — равнее?

Что бы там ни говорили, формат у всех музыкальных радиостанций один, потому что выстроен по одной схеме: музыка — заказ песни — новости — реклама. В таком контексте сложно быть оригинальным, и руководители делают ставки на авторские программы, которых нет у других, "игрушки", рожденные в результате мозгового штурма всей редакции — одним словом, на собственные идеи. Калька с московских программ не приветствуется — творческие директора стараются избегать повторений.

Еще одно поле деятельности, на котором пытаются создать собственное лицо, — новости. Новости шоубизнеса, политики, культуры, экономики и т.д. По большому счету, они у всех одинаковые, поэтому соревноваться представляется возможным лишь в их подаче. Насколько эта работа увенчивается успехом — судить слушателям. Например, "Европа плюс Саратов" выдает в эфир мнение прохожих по поводу главной на данный момент новости, "Шансон" и "Радио 7 на 7 холмах", для которых новости делает одна команда, поскольку это один холдинг, предпочитают вкрапление в новостную программу цитат официальных лиц.

Что касается ведущих, на каждой радиостанции своих считают самыми-самыми. При этом показатели у всех разные, поскольку манера и стиль ведущего зависят от аудитории, на которую радио рассчитано. Единственное, что действительно важно, — умение обаять аудиторию. А это не всегда получается. Директор "Европы плюс Саратов" Сергей Кравченя любит рассказывать историю о работавшем на "Европе" актере саратовской Драмы Андрее Седове, обладателе завораживающего голоса, который сначала был невыразимо скучен в эфире. Тогда Кравченя придумал ему образ Алена Делона и сказал, что если Андрею придет настоящее любовное послание от радиослушательницы, то Сергей подарит ему бутылку коньяка. По всей видимости, Андрей поработал над собой — письмо и коньяк были получены.

Конечно, голосовых данных и способности к импровизации нашим ди-джеям не занимать. А вот работать над языком и речью было бы нелишним — иногда услышишь такое, что даже неудобно. Одно время на саратовском "Эхе Москвы" за неправильное ударение ведущий-штрафник кидал в специальную копилку рубль. Не бог весть какое наказание, но это мобилизует.

Судьба дочерних предприятий

Между тем слушатель всегда недоволен. Очень любит звонить в студию и высказывать претензии: мол, вы сказали не то, сделали не так и вообще — бледно выглядите на фоне ваших московских коллег. Такие звонки раздаются в саратовской редакции "Эха Москвы". Об "Эхе" разговор особый. Сегодня это единственная информационно-художественная радиостанция, удачно разбавляющая сплошные развлечения FM-диапазона. Однако парадоксальная ситуация складывается с ее редакциями на периферии. Местное "Эхо" ругают во всех городах, это отражено на форуме сайта радиостанции. Даже в Санкт-Петербурге, по уверениям радиослушателей, оно отличается от московского, как небо от земли. Но у регионов зачастую нет необходимых ни технических, ни кадровых возможностей. Ведущие московского "Эха" работают в радио- и тележурналистике не один десяток лет, и в студию "Эха" попадают не с улицы и не со школьной скамьи. У нас же люди, разбирающиеся в специфике художественно-аналитического радио, работают на ГТРК "Саратов", но там совершенно другой формат. И все-таки очень хочется, чтобы ведущие не мычали в эфире, не говорили бездумно, лишь бы заполнить время, а держали марку.

На московском "Эхе" творческий процесс зачастую подминает под себя необходимость выдерживать процесс технический. Отсюда возникают накладки, которые столь раздражают саратовских слушателей, но объясняются вполне понятными причинами. К примеру, если Саратов "залез" на начало московской программы, это значит, что москвичи сократили рекламное время, отпущенное на регионы, и начали очередную беседу раньше. И двухминутный блок рекламы, идущий в саратовском эфире, нельзя урезать до полутора, потому что, во-первых, на полуслове ролик не прервешь, ибо он уже запущен, а во-вторых, рекламодатели за это время, между прочим, деньги платили.

Кстати, о рекламе: хотя ощущение такое, что из нее состоит эфир, здесь все бессильны — за счет нее радиостанции существуют, и занимать она может 20 процентов эфирного времени. Что, собственно, и делает, сантименты тут не к месту.

Былое и думы

На вопрос, почему в нашем городе нет собственной радиостанции, люди, работающие в этой сфере, отвечают, что нужны совсем другие деньги, нежели те, которые регион платит центру за возможность пользоваться радиочастотой, и грамотная раскрутка, без которой самое распрекрасное радио никто не будет слушать.

— Профессионалы дорого стоят, — говорит Сергей Кравченя. — Ни одна радиостанция не потянет настоящего программного директора, музыкального оператора и кучу других специалистов. Радио можно создать, но, чтобы оно было конкурентоспособным, на его содержание нужно очень много денег: и на фонотеку, и на авторские права, и на хороших ведущих.

Впрочем, в девяностых годах в Саратове была своя радиостанция — "Радио С", с очень хорошей фонотекой, которая долго и вдумчиво собиралась. Как рассказывают, ди-джеи на ней пользовались свободой действий, что им как творческим людям было важно: песни ставились не по плейлистам, как теперь, а по собственной задумке, и тому, как их лучше смикшировать, уделялось особое внимание. Потом ввели плейлисты, составлявшиеся музыкальными редакторами, которые, случалось, соединяли несоединимое, начались эксперименты с эфиром в виде часа инструментальной или часа российской музыки, что воспринималось слушателями неоднозначно. Затем стало еще интереснее: появилась "запрещенка", то есть исполнители, которых нельзя было давать в эфир, например, в утренние часы. Стало практиковаться "обрубание" песни, длящейся больше оговоренного времени, под предлогом дальнейшего невосприятия ее слушателем. По разным причинам началось непонимание между руководством радиостанции и ди-джеями. В конце концов радиостанция агонизировала и закрылась. Скорее всего, руководители просто нашли себе другие приоритеты деятельности. А между тем студия оказалась на самом деле кузницей ди-джейских кадров: практически все ди-джеи, работающие сегодня или работавшие в саратовских студиях, вышли из "Радио С".

На данном этапе пополнять число развлекательных каналов ни к чему. Одна из ди-джеев первой и последней саратовской радиостанции, работающая сегодня не на музыкальном радио, считает, что свое радио имело бы смысл, если бы оно отличалось от всех существующих именно по своей сути:

— Музыка, по большому счету, везде одна и та же. Надо делать ставку не на музыкальные программы — это может быть лишь приложением ко всему остальному. В хорошем эфире должны быть программы разного рода. И главное — чтобы все это было близко именно саратовцам.

Вопрос в том, кто захочет этим серьезно заниматься, взяться за то, чтобы поднять планку местного эфира. Ясно, что нужны волевые талантливые люди, и в Саратове они есть. Но так уж повелось, что они регулярно отъезжают в Москву или вовсе за границу. Потому что не видят здесь для себя перспективы. В таком случае есть ли перспектива у местного эфира?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2122005174758&oldnumber=326