"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (324) от 17.11.2005

Кумиры

Неприступный

Элен ЛАЗАР

Если актер занимается своей профессией чаще, чем собственным пиаром, его спешат назвать загадкой. При этом рейтинг повышается, каждое его слово пользуется повышенным вниманием журналистов, а заполучить такого актера на светскую тусовку считается особым шиком. Но для Олега Меньшикова все это — параллельный мир.

“Шпагоглотатель"

Меньшиков сделал свой выбор профессии еще в детстве, отмеченном любовью к музыке. В пять лет Олега определили в класс скрипки. После занятий в музыкальной школе, как подобает нормальному мальчишке, он начинал играть с ребятами в "резинку" и "вышибалы", не выпуская футляр со скрипкой из рук. Актерский дар проявлялся в нем во время розыгрышей — это был его конек.

Как-то на уроке одноклассники заметили, что сидевший на последней парте Меньшиков держит во рту булавку с большой белой головкой. Олег то дepжал булавку в зубах, то якобы глотал ее; наконец класс почти хором просил: "Брось... Вдруг проглотишь!". Олег словно не слышал призыва, продолжая забавляться. Пока из его уст не раздалось страшное: "А-а-а... Проглотил!..".

Нетрудно представить, что произошло дальше. О продолжении урока и речи не было. Перепуганные одноклaccники и педагог вспомнили, что мать Олега — врач, решили немедленно звонить ей. Провожали пострадавшего стоном... Позже ребята долго пытались узнать у Меньшикова, как удалось изъять булавку из его организма? Он уходил от ответа, поскольку на самом деле вовсе не глотал злополучную булавку. Ему нужно было сыграть опасность и насладиться зрительным залом, устроить драму на глазах у всех. Что ему блестяще удалось.

В школе Олег был лидером, принимал участие во всех акциях, но тем не менее всегда держал некую дистанцию между собой и остальными. Этому качеству он верен до сих пор. Кто-нибудь может с точностью сказать, что делается в его душе? Впрочем, есть один способ его понять — посмотреть спектакль: "Все, что меня в жизни задевает и трогает, я предельно искренне говорю со сцены". Вот так, ни больше, ни меньше.

Остерегайтесь поклонниц!

Пресса любит писать о том, какая замечательная биография у Меньшикова: Малый театр, театр Советской Армии, театр Ермоловой, театр Моссовета, роль Калигулы в спектакле Фоменко, работа в шекспировском театре "Глобус" в Лондоне… И мало кто знает, что Олег ни разу не сменил один театр на другой — каждый раз уходил "на улицу", потому что очередной театр переставал его устраивать. А актеру не откажешь в творческом поиске.

Это поиск приводит его 1995 году к созданию Театрального товарищества "814", где он выступает не только в роли актера, но и режиссера — его спектакль по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума", помнится, имел большой успех. Режиссерское начало в нем проявилось опять-таки в школьные годы — в девятом классе он поставил оперетту, вернее, сделал из этого жанра компиляцию, сумел "раскрутить" самых робких, собрать массовку, изображавшую крестьян, цыган и прочий люд, сам сыграл ведущую роль и с особым успехом исполнил знаменитую арию из "Марицы": "Поедем в Бороздин...". Не мудрено, что на вступительных экзаменах в Щепкинское его выделили сразу. "Это был умный, очень живой, весь какой-то мажорный мальчик, — рассказывает нынешний ректор училища, в ту пору педагог, Николай Николаевич Афонин. — Могу признаться по прошествии времени, что стали тогда его болельщиками".

"Болельщиков" у Олега и сейчас немало. Правда, для поклонниц здесь глухое место с тех пор, как несколько лет назад с ним произошел неприятный случай. Актер выходил из своей квартиры, а на лестничной клетке его поджидала поклонница с бутылочкой кислоты. Увернуться от смертоносного "подарка" удалось чудом. Так что Меньшиков ездит теперь на джипе с охранником-водителем.

Напрасные слова

Журналисты частенько ставят в укор Меньшикову его замкнутость. А он, оказывается, себя таковым не считает.

— Да я общаюсь столько, сколько никому не снилось! Очередная легенда, будто я замкнутый, закрытый, недоступный и одинокий. Ничего подобного! И на тусовках этих, которые, признаться, терпеть не могу, часто бываю, чего только ни открывал и ни закрывал. Но не могу же я все посещать!

Он не видит смысла ни в интервью, ни в публичных заявлениях. Печатные слова, по его мнению, ничего не дают. "Нужно видеть лицо, слышать интонацию, чувствовать дыхание. Бумага этого не в силах передать, а значит, новому человеку я о себе ничего нового сказать не смогу".

У него необычная для актера позиция. Считается, что здоровое тщеславие актеру необходимо, чтобы идти вперед. Меньшиков, похоже, этого начисто лишен. "Мне не хочется слушать ни пунктов, ни объяснений, ни критики, ни похвал. Я сыграл роль — все. Читайте ее, как хотите, понимайте, трактуйте. Не нравится — не смотрите, нравится — хвалите. Скажете спасибо — отвечу, молча пройдете мимо — так проживу. И это не пофигизм, мне не наплевать на окружающих, но в какой-то момент я перестаю черпать эмоциональные силы извне, разговоры о новом фильме или спектакле мне уже ничего не дают".

Он как будто бережет слова и чувства, потому что знает — они могут истрепаться и потерять цену, если их часто озвучивать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25112005165334&oldnumber=324