"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (324) от 17.11.2005

КУЛЬТУРА

В духе позитивных вибраций

Ирина КАБАНОВА

Джаза, как и хорошего человека, должно быть много — похоже, под таким лозунгом работает сегодня зал саратовской филармонии, где все чаще проходят концерты джазовой музыки. Профессионалы утверждают, что в Саратове всегда были довольно благоприятные условия для развития джаза, — такие музыканты, как Николай Левиновский и Борис Золотарев, широко известные сейчас на Западе, начинали именно здесь. Во времена перестройки, когда вслед за остальным рухнула и система культ-просвета, а музыканты потянулись на Запад, создался вакуум не только в сфере исполнителей, но и зрителей. Сегодня над заполнением этого вакуума работает продюсерский центр "Триумф", который в этом сезоне осуществляет экспери-проект "Jazz-session", знакомящий саратовских меломанов с экспериментальными направлениями в джазе.

Джаз-сейшн — фестиваль нового поколения. Его название пересекается с термином "джем-сейшн", означающим игру музыкантов в неформальной обстановке после джазовых концертов. В октябре прошло уже два концерта в рамках проекта. Первым выступил вокальный джазовый секстет из Москвы "А`Capella ExpreSSS" — 3 женских и 3 мужских голоса исполнили классические и модерновые вещи, как следует из названия группы, без музыкального сопровождения, поражая сочетанием голосов от глубокого баса до сопрано. В качестве гостей фестиваля были приглашены французы Дидье и Каролин Локвуд.

23 ноября состоится концерт московской группы "Маримба плюс". Уникальность коллектива в том, что наряду с традиционными флейтой, кларнетом, виолончелью, контрабасом и ударными они используют маримбу — ударный инструмент, напоминающий ксилофон, с диапазоном от трех до пяти октав. Для его изготовления используются розовое гондурасское дерево и палисандр, именно это делает инструмент настоящей маримбой, поскольку она — коренная африканка. У нее необычный тембр, и, по свидетельству многочисленных адептов, она способна погрузить слушателя в состояние легкого транса.

То, что ребята играют, — это этно-фанк-джаз-рок. Ни на что не похожее смешение классики с джазом и этническими мотивами рождает гремучую смесь. Что ценно — музыканты не заимствуют мелодии, а исполняют собственные композиции, "соединяя симфонизм с драйвом" — такова была задумка руководителя группы Льва Слепнера, когда он только организовывал ансамбль. Пожалуй, еще одна изюминка коллектива — это виолончелистка Ирина Цируль. В отличие от женщины, поющей джаз, женщина, его играющая, — редкость, потому что импровизация на инструментах считается прерогативой мужчин.

В декабре джаз-аудиторию ожидает концерт группы "Фанки-Лэнд" — на концерте в одном из московских клубов ее музыкальные экзерсисы назвали "музыкой имени Пушкина", поскольку это афро-американский джаз, приправленный соулом, хип-хопом и диско. Инструментарий группы, в составе которой две гитары, клавишные и ударные, увенчивается пятиструнной электроскрипкой, играя на которой лидер коллектива Феликс Лахути умудряется читать текст. Более того, собственно игра на инструментах переплетается с ди-джейской техникой, что добавляет того самого драйва, который, как видно, есть цель нестандартного джазового музицирования вообще. Что касается названий композиций вроде "Легализации позитивных вибраций" или "Ориентального рэпа", то желание они рождают одно — восполнить пробелы в образовании. Надо ли говорить, что интеллектуальный джаз — не выдумка продюсеров?

Наконец, январь — самое время, чтобы послушать альпийский рог и флюгергорн: музыкант Аркадий Шилклопер, ныне живущий в Германии, продемонстрирует, как можно свинговать на духовых инструментах, в том числе на таком редчайшем для импровизационной музыки инструменте, как рог.

Между прочим, на концерте Шилклопера совместным музицированием с ним займется саратовский коллектив "Бранд Брасс Ансамбль". "Brass" — в переводе с английского "желтая медь" — собирательное название медных духовых инструментов. В ансамбле 10 инструментов — от трубы-пикколо до тубы. Бранд — имя немецкого трубача, который работал в саратовской консерватории со дня ее основания. Саратовская "брасс-десятка" была создана в 2002 году из студентов консерватории и с тех пор успела сделать себе имя.

Сейчас можно смело сказать, что джазовая аудитория у нас сформировалась — концерты идут практически при полных залах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25112005164958&oldnumber=324