"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (324) от 17.11.2005

ОБЩЕСТВО

Депутаты изучали дорожный кризис

Маргарита СПИРИЧЕВА

На прошлой неделе в областной думе проходили слушания на тему "О мерах по выходу из кризиса, сложившегося в отрасли дорожного строительства области". Но если начались они за упокой, то кончились — почти что во здравие.

Впрочем, причина для слушаний, несомненно, была. До апреля 2005 года дорожная отрасль области стремительно разваливалась. Из 45 федеральных дорожно-эксплуатационных предприятий только три находятся в относительном финансовом благополучии, а 39 — в различной стадии банкротства: у кого еще идет процесс наблюдения, у кого — конкурсного производства, а пять — пока только подали заявления на процедуру банкротства. Причин такого печального положения несколько, но главными можно назвать три. Во-первых, прежнее руководство дорожного министерства (читай — Геворг Джлавян), как было заявлено на слушаниях, обязало все ФГУ ДЭПы кредитоваться в "Партер-банке" (которым руководит другой Джлавян) "под 55 процентов годовых". Как вы понимаете, такие условия можно назвать грабительскими, да и вообще, по оценке компетентных лиц, в данном случае привлечение заемных средств нарушало законодательство. Во-вторых, министерство не спешило расплачиваться с предприятиями за выполненную работу, и у тех в результате росла кредиторская задолженность, они не могли платить налоги и другие обязательные платежи, на долги начислялись пени — финансовые проблемы росли как снежный ком. В-третьих, сыграло свою роль неэффективное руководство. В результате есть опасность, что все имущество дорожных предприятий, вся спецтехника будут распроданы по дешевке за долги, и область останется без собственных дорожных предприятий. Именно такого развития событий боялись депутаты, и поэтому устроили слушания.

Но спасти областные ФГУ ДЭПы практически невозможно. Проблема в том, что они являются именно федеральными предприятиями. Даже если область согласится взять на себя их имущество и долги, необходимо провести ряд формальных процедур. Их имущество и земельные участки не зарегистрированы, а инициировать эти процедуры может только федерация. Однако в профильном ведомстве не собираются ничего регистрировать. И правильно — все равно в процессе банкротства, которое проходят большинство предприятий, процедура передачи имущества с федерального на региональный уровень невозможна. Депутаты довольно долго обсуждали, как можно обойти бездействие Москвы, однако так ничего и не придумали — все остальные действия, кроме регистрации, будут незаконными, а значит, все равно имуществом предприятий область распоряжаться не сможет. Агентство по управлению федеральным имуществом в прошлом году пыталось повлиять на ситуацию: обращалось и в областной дорожный комитет, и в федеральное дорожное ведомство. Однако ни там, ни там принимать меры не стали. Агентство пыталось обжаловать заемные договора с "Партнер-банком" в суде, однако во всех инстанциях иски проиграло.

Нынешнее руководство дорожного комитета предложило свой план выхода из кризиса: списание пени и штрафов, увеличение объема дорожных работ с 2,5 миллиарда рублей до 7,8 миллиарда, инициирование во всех предприятиях процедуры наблюдения и пересмотр договоров, ухудшающих состояние предприятий. Однако этот план можно назвать нереальным: про пересмотр договоров уже говорилось, а со списанием пени и штрафов пока не согласны налоговые органы. Депутат Мальцев, который вел слушания, подытожил сказанное: "Понятно, что предприятия погибают. И никакого желания спасать их нет".

Однако председатель комитета по дорожно-транспортному строительству Александр Орлов не согласен, что гибель ФГУ ДЭПов означает гибель дорожной отрасли в области. По его словам, ни одного специалиста-дорожника "на дорогу" выброшено не было. Так сказать, рядом с погибающими федеральными предприятиями возникли различные частные конторы — где АО, где ООО. Возникали они под контролем дорожного комитета, приняли на работу всех сотрудников федеральных предприятий, арендовали у них всю спецтехнику и спокойно работают. В текущем сезоне дорожный комитет не допустил возникновения кредиторской задолженности и погасил 112 миллионов долгов перед предприятиями за прошлые годы. Все работающие сейчас предприятия получают средства за выполненные работы полностью и сразу после освоения объемов. В регионе за 9 месяцев отремонтировали 128,5 километра дорог и 5 мостов. Сданы в эксплуатацию 6 новых объектов: 2-километровый участок дороги Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград; 1,27 километра подъезда к городу по трассе Сызрань — Волгоград; 4,3 километра объездной дороги; 4 километра дороги в Краснопартизанском районе; первая очередь моста через Гуселку; мост через Чернаву. Километраж построенных и реконструированных дорог увеличился по сравнению с прошлым годом почти в четыре раза. Активнее, чем в прошлом году, ремонтировались мосты. Единственная проблема — вернуть незаконно проданное имущество одного из ДЭПов, и в этом дорожный комитет надеется на помощь прокуратуры. А так в большинстве федеральных ДЭПов остались одни долги — зачем их области брать на себя?

В целом депутаты с Орловым согласились. И не стали принимать рекомендаций с резкими формулировками. Тем более что Орлов их успокоил: самарские, сызранские и пензенские дорожные предприятия хотя и работают на наших объектах, но осваивают федеральные деньги, и, мол, ничего в этом страшного нет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25112005164346&oldnumber=324