"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (320) от 20.10.2005

Худсовет

Скучное самовыражение

Александр ДАВИДЕНКО

Залы музея имени Радищева приняли огромное количество экспонатов, представляющих творчество вице-президента Академии художеств России Эдуарда Дробицкого. Это афиши, графика, живопись и скульптура. Настораживало, что на открытии экспозиции о смелости выставленных работ маститые московские художники говорили как-то без особого энтузиазма, словно в силу служебной необходимости. Осмотр выставки прояснил ситуацию. Не отрицательные эмоции, а скука — вот что овладевает зрителем, бредущим вдоль многочисленных "актов самовыражения".

Наиболее ярким провалом стали многочисленные графические листы, в частности, серия "Знаки Зодиака", достойные мест общего пользования, так как представляют собой обычное хулиганство прыщавого подростка, в котором уже вскипают гормоны. С одной стороны, налицо абсолютное женоненавистничество. Женщине отказано во всем, кроме единственной функции, которая манит

Э. Дробицкого и в то же время пугает, воспринимается им как агрессия, как попытка завоевать и покорить его. С другой стороны, на собственные фобии накладывается необоримое желание соответствовать художникам, оставившим значительный след в истории живописи. Самым откровенным сигналом об этом являются афиши о выставке Э. Дробицкого, расклеенные по всему городу, на которых элегантный "академик" прогуливается, держа на поводке павлина с роскошным хвостом. Это явный намек на С. Дали, гулявшего по Парижу с муравьедом вместо собаки. Тонкая грань между стыдом и бесстыдством, вкусом и безвкусицей, художественным и антихудожественным преодолена Э. Дробицким решительно и не без внутреннего удовольствия. Но удручает не этот факт, а то, что подобный живописный язык, возможно, органичный для самого художника, слишком косноязычен, бесцветен и невыразителен. Сложные человеческие взаимоотношения сведены к одной-единственной физиологической потребности, поэтому вместо значительных и глубоких произведений получаются дешевые пародии. Э. Дробицкий изображает не триумф плоти, олицетворяющей исходную витальность всего живого (как у Ж. Дюбюффе, Г. Базелитца или В. Кунинга) и реализуемой многочисленными способами, в том числе и в виде творческой энергии, разрушающей и созидающей в одно и то же время. Он демонстрирует закрепощенное либидо, не способное к позитивной сублимации.

Живописные работы, лишенные налета эротизма, дают больше пищи для размышления, а некоторые являются несомненными творческими удачами. Так, из большой портретной галереи живших и живущих знаменитостей выделяются четыре действительно интересных. Это "Портрет К. Малевича", представляющий собой компиляцию стилизованных знаковых работ основоположника супрематизма, "Портрет А. Зверева", "Портрет академика Ю. Орехова" и "Портрет З. Церетели". Последний хорош своей неоднозначностью (возможно, незапланированной) трактовки образа: красочное многоцветье на черном пиджаке воспринимается и как формальный признак художника (палитра), и как сияние знаков отличия и наград, которыми в изобилии инкрустирована грудь маститого академика.

Протестное искусство высокой пробы, как правило, стремится к разрушению тотальной лжи и обмана любых идеологий и цивилизационных конструкций, к ниспровержению живописной культуры, находящейся, по ее убеждению, в плену подобных иллюзий. Это проявление мятущегося сознания, ищущего выхода из лабиринта идей, очищения от трагического несоответствия провозглашаемых гуманистических ценностей и отнюдь не гуманных методов их реализации. Все эти проблемы, волновавшие представителей неоавангардизма, рождали спорное, парадоксальное, шокирующее, часто интеллектуальное (в крайнем случае, умное) искусство. К сожалению, все говорит о том, что у Э. Дробицкого нет сил не только на созидание условно нового, но даже на разрушение условно старого. Поэтому он пытается просто все опошлить, сделав вульгарность своим главным оружием.

Вызывает удивление и позиция принимающей стороны. Ведь был возможен элементарный отбор работ (не хочется думать, что условием было "или все, или ничего").

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24102005160048&oldnumber=320