"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (319) от 13.10.2005

В будущее — по висячему мосту

Ирина КАБАНОВА

К своему 75-летию Саратовский технический университет подошел с новым достижением в сфере инновационных технологий — получен патент на изобретение "Транспортные системы XXI века".

За не столь долгий по историческим меркам срок вуз успел побывать в трех ипостасях — из автодорожного института (САДИ) в 1960 году он был преобразован в политехнический, а университетом назвался в 1992-м. Сегодня отличие СГТУ от других российских вузов — в его активной научно-инновационной деятельности, находящей отражение в производстве.

Эта особенность позволила ему стать площадкой для диалога о том, какова должна быть инновационная экономическая политика государства, на международном научно-практическом семинаре "Инновационная политика в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой: национальные и региональные аспекты", прошедшем в Саратове с 6 по 8 октября в рамках научной программы НАТО и Евросоюза. Новейшая разработка саратовских ученых в сфере транспортных систем представлена в научно-технологическом парке университета "Волга-Техника".

Принципиальное отличие новых транспортных систем — в конструкциях висячих мостов и пилонов (мостовых опор). Как сказано в патенте, "системы могут быть использованы для пропуска грузопассажирского транспорта над поверхностью суши и водного пространства независимо от природных и климатических условий местности". С помощью транспортных систем на висячих мостах можно разгрузить задыхающиеся в пробках города — для Саратова, не имеющего транспортных развязок, это было бы спасением. На принципе висячих мостов возможно строительство пешеходных переходов, скоростного наземного общественного транспорта ("наземка") и скоростной автоматизированной магистрали (САМ), способной покрыть транспортной сетью весь земной шар, при этом минимизируется негативное воздействие на город и окружающую среду. Суть в том, что чем выше пилон, тем длиннее пролет моста, а это позволяет значительно снизить объем земляных работ и, что важно, практически исключить переустройство коммуникаций.

Хотя разработчики с гордостью говорят, что это транспорт будущего, это будущее слишком далеко, чтобы позволить жителям нашего города воспользоваться удобным транспортом уже сейчас. Но пробный шар брошен: в Тольятти уже построен один пешеходный переход в виде висячего моста.

"Чтобы все это построить, нужны гигантские деньги, — говорит один из разработчиков, архитектор Сергей Дядченко. — А главное — нужна политическая воля, такое строительство должно вестись на федеральном уровне. Поскольку автотранспортная сеть в нашем городе свои возможности исчерпала, нужны пути внеуличных коммуникаций. А подобный транспорт в 2-4 раза дешевле, чем метро".

Как жаль, что от хороших идей до их осуществления путь такой трудный!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18102005154514&oldnumber=319