"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (315) от 15.09.2005

Чёрт из “Табакерки"

Ирина КАБАНОВА

Ажиотаж, вызываемый приездом известных актеров и знаменитых трупп в провинцию, принимает иногда причудливые формы. Субботним днем у здания ТЮЗа раздались почти свадебные гудки легковых автомашин — на пресс-конференцию приехал Олег Табаков. Олег Павлович был в хорошем настроении, сразу предложил снизить пафос мероприятия и на особо бестолковые вопросы (а их было, к сожалению, изрядное количество) терпеливо отшучивался. О своем распорядке в первые два дня ответил лаконично: "Прилетел, поел, поспал, поиграл, потом хорошо поел (имеется ввиду ужин с губернатором. — И.К.), сегодня позавтракал. Об интимном не рассказываю".

Да ему ли ломать комедию и изображать столпа театральной России? Он им и так является. Гораздо важнее для него — отметить 70-летие в родном городе. Здесь у него — свои знаковые места: Дворец пионеров, где он занимался в театральном кружке "Молодая гвардия", место, где жила первая любовь, ТЮЗ, который привил живой интерес к театру. Привезя сюда наиболее интересные спектакли, Табаков, по его собственным словам, с репертуаром не ошибся, о чем ему позволил судить прием зрителей. Могло ли быть иначе в городе, где среди многочисленных заезжих антреприз настоящий театр — редкость?

О настоящем театре говорилось много и интересно — о том, как рождалась "Табакерка" в подвальном помещении бывшего угольного склада на Чаплыгина и как Олег Павлович с Гариком Леонтьевым 3 недели мыли там туалеты, про которые впоследствии говорили, что запах в них лучше, чем где бы то ни было. О том, что когда Табаков вступил в должность художественного руководителя МХАТа, зарплата актеров выросла в 4 раза, что сейчас актеры в его "Табакерке" зарабатывают больше всех своих коллег в Российской Федерации, а последние два года они получают весомые гранты, "как теперь модно называть внебюджетные деньги". О том, что для людей, которые работают в театре по 30 лет, Табаков придумал "райскую группу" — они получают зарплату независимо от того, как часто выходят на сцену. "Это нормально, это не достоинства мои — так должно быть. Надо заботиться о людях, за которых ты отвечаешь, так же хорошо, как ты заботишься о себе. И если в том кусочке, за который я отвечаю, лучше, значит, так может быть и в других местах. Вот моя логика".

С другими местами сложнее. Бюджет провинциальных театров составляет столь смешную сумму, что это не позволяет сделать полноценные спектакли. Зарплата актеров вообще уже притча во языцех. Театральную реформу многие малюют, как черта, у Табакова на этот счет свое мнение. "Никакой театральной реформы нет, это, по сути, реформа бюджетной сферы государства, в которой театр занимает ничтожную долю. Государство должно подумать, какую часть из 548 дотационных театров надо оставить, а какую реформировать, чтобы не содержать всех в одинаковой нищете. А театр должен научиться зарабатывать деньги. Как? Ставить интересные спектакли. Вот мы и подбираемся к лозунгу, сказанному отрицательным персонажем в пьесе А. Чехова "Дядя Ваня": "Дело надо делать, господа!". К сожалению, уровень многих театров, есть такие и в Саратове, непозволительно низок из-за непрофессионализма руководства и, по сути, равнодушия к театральному процессу. Само собой, театр никогда себя полностью не окупит, но делать сборы он может и должен. Как говорится, назвался театром… Зрители должны смотреть хорошие постановки.

Свое дело Табаков начинает с селекции. Будучи ректором Школы-студии МХАТ, он проводит жесткий профессиональный отбор, безошибочно определяя на экзаменах, как он говорит, "энергоемкость абитуриента". "Я учу их для себя, чтобы играть с ними на сцене". Желающие войти в число посвященных исчисляются сотнями, "В Москву! В Москву!" стремятся молодые дарования со всей России, а Олег Павлович вдруг приезжает в Саратов, заходит на театральный факультет консерватории и забирает, как потом оказывается, будущую звезду. "Я не покровительствую, а по мере своих сил стараюсь помогать студентам, поскольку помню, как премия Качалова улучшила мой пищевой баланс. Я ничего советовать студентам не буду, если надо будет — приеду и увезу". На вопрос, кого он приметил на этот раз, последовал ответ: "Как только решу, я расскажу". Так что пока это военная тайна. А в Москве для "селекции" вскоре будет открыта театральная школа для особо одаренных детей, где, возможно, будет преподавать Евгений Миронов, тоже прошедший когда-то отбор. Что касается "Табакерки", то самое горячее желание мэтра — чтобы у театра появилось свое здание, что может осуществиться года через два: "Когда меня не будет, у ребят будет кусок хлеба".

Табакова называют театральным олигархом. Как он к этому относится? "Спокойно. Пошли вон, дураки", — с присущей ему едкостью отвечает Олег Павлович и хитро улыбается. Да разве его чем-нибудь проймешь?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=19092005121047&oldnumber=315