"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 35 (314) от 8.09.2005

Oбратная Cвязь

Грабли централизации

Юрий СТАЛЬГОРОВ, Саратов

На прошедшем в конце июня этого года совещании глав Евроазиатского Союза (Белоруссии, России, Казахстана, Узбекистана, Киргизстана) председатель этого союза президент Казахстана Назарбаев сообщил, что темпы развития экономики России ниже темпов развития всех стран Союза кроме Киргизии. По словам комментатора, это не обрадовало Путина.

Почему у России темпы развития экономики ниже, чем у бывших республик СССР? Мое мнение, что в этом виноваты имперские амбиции и имперская политика правителей России во все времена ее существования. Эти амбиции заставляют нас тратить огромные (непосильные) средства на армию и вооружение. Так, например, все ядерное оружие и весь Военно-Морской Флот СССР остался в России. И ведь все это нужно содержать.

Имперская политика проявляется и в отношении к собственному народу. Строится жесткая вертикаль власти и централизация экономики. Это и душит страну.

Недавно в библиотеке СГУ я просматривал Указы Правительствующего Сената Российской Империи за 1914 и 1915 годы. Все Указы подписывал Император России Николай II. Указами царя утверждались уставы всех предприятий России, даже такие как "Устав курсов кройки и шитья госпожи такой-то в г. Москва", "Устав частной школы шоферов" и т.д. и т.п., а в 1915 г. утверждались (указом царя!) изменения в таких уставах. Указами царя утверждались также штатные расписания полицейских участков, вводились канцелярские формы накладных и т.п.

Читая эти Указы в 2005 году, я пришел к выводу, что такая централизация экономики и власти тормозила развитие России. Произошла февральская, а затем и октябрьская революции. Под лозунгом борьбы с врагами народа, сплочения народа и централизации экономики для войн, которые вел СССР, все регионы страны были лишены экономической самостоятельности. Опять, как при царе, все утверждалось и планировалось в Москве. А для дальнейшего развития страны потребовалось другое.

В 1957 г. под руководством Хрущева в стране начали реальную децентрализацию экономики — в регионах были созданы совнархозы — советы народного хозяйства, которые стали заниматься развитием региональной экономики. Темпы роста экономики страны стали выше. Но в 1965 г. Хрущева не стало, и Совнархозы ликвидировали. Наступило 25-летие застоя и регрессии.

Определенные условия для развития регионов появились во время М. Горбачева, но радикалам он казался медлительным и нерешительным — как большевикам Временное Правительство в 1917 г. Решительные действия Ельцина и Ко? привели к тому, что вместе с СССР рухнула и экономика всей страны.

Впрочем, в России была попытка строить свою экономику, опираясь на развитие регионов. Вспомним Ельцинское: "Берите столько суверенитета, сколько сумеете взять". Я отвергаю в этом призыве какое-либо покушение на целостность России и воспринимаю его как попытку усилить развитие региональной экономики, без оглядки на центр.

Нынешний президент построил властную вертикаль с отменой выборов глав администрации регионов. В регионах фактически устанавливается прямое президентское управление.

А в экономике? Москва жирует. Регионы не развиваются. Многим губернаторам это и не нужно. А зачем что-то делать? Самый верный путь — это требовать от Москвы равного бюджетного обеспечения.

А страна огромная. Не освоено более 50 процентов площади на восток от Урала, которая практически не заселена. Нефтяные и газовые бароны вахтовым методом качают нефть и газ из Сибири, не осваивая территории. Из Сибири и Дальнего Востока уезжают молодые здоровые люди, а пенсионеры остаются, так как не имеют средств выехать.

29 июня, выступая в программе "Подробности" на РТР, губернатор Красноярского края А. Хлопонин говорил, что России нужна другая модель управления экономикой, в которой главную роль играют регионы, что нельзя руководствоваться принципом равной бюджетной обеспеченности регионов. Люди в этом случае не едут из густонаселенных районов России в Сибирь. Он также отметил, что, продавая сырье (нефть, газ, лес и т.п.) за рубеж, мы создаем у них рабочие места. Например, с 1991 г. в Китае рядом с нашей границей построено 4 бумажных комбината, где сырье — наша древесина, а мы ничего не построили.

Может быть, президенту следует прислушаться к таким губернаторам, как Хлопонин? Президенту и правительству России необходимо дать регионам экономическую самостоятельность и потребовать от руководителей регионов представить правительству и жителям своих регионов планы экономического развития. Необходимо исключить из употребления принцип равной бюджетной обеспеченности (кстати, его нет в США) и в депрессивные регионы вкладывать больше средств из бюджета страны. Любая помощь бюджета РФ региону должна оказываться только под бизнес-план руководителя региона. Необходимо вернуться к прямым выборам глав регионов жителями этих регионов. То, что жители не выбирают главу администрации, может быть, формально и не нарушает действующую Конституцию, но это — недоверие своему народу. Необходимо, чтобы главы регионов ежегодно отчитывались перед избирателями и правительством России за выполнение своего плана развития региона и, если показатели не выполнялись, уходил бы в отставку автоматически. Дважды в своей недавней истории Россия наступала на грабли централизации экономики — в 1917 и в 1991 годах, и это приводило к отделению от нее наиболее экономически развитых территорий. Не хотелось бы третьего раза.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12092005155951&oldnumber=314