"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (313) от 1.09.2005

ХудСовет

История души

Александр ДАВИДЕНКО

В рамках празднования 60-летия Победы открылась выставка пейзажей заслуженного художника России В. Фомичева. Благодаря энергии вдовы художника и при поддержке председателя СО СХР П. Маскаева, эта выставка, названная "Нет России без Волги", получилась наиболее полной. Наряду с произведениями из семейной коллекции, здесь показаны работы, принадлежащие галереям и организациям.

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит" (из письма В. Поленова В. Васнецову). Именно такие чувства вызывают работы В. Фомичева, и это не случайно, потому что и сам художник испытывал подобное по отношению к окружавшей его природе, к той натуре, что являлась для него источником постоянного вдохновения. Живопись В. Фомичева разнообразна по колориту и фактуре, по эмоциональной окраске и мотивам, лежащих в основе работ. Временами она напоминает сдержанный, "серовский" подход к раскрытию темы, нередко размашистым письмом и звонкостью красок сходна с "коровинским" энергичным и оптимистичным видением. В ряде этюдов проявляется хорошее знание и понимание поэтического реализма барбизонцев и близкого к ним А. Боголюбова, колористические традиции которых скорректированы в соответствии с находками раннего импрессионизма.

Реализм В. Фомичева облечен в форму "русского импрессионизма", много взявшего и от пленэризма В. Поленова, и от этюдной проникновенности И. Левитана, и, особенно, от сочной живописи К. Коровина, утвердившего самоценность цветовых гармоний. Но в данном случае он носит не декоративный, а глубоко поэтичный и, в то же время, энергичный, даже экспрессивный, характер. Красочный мазок очень подвижен. В зависимости от настроения, в которое необходимо окрасить выбранный мотив, он может быть и мелким, стремительным, вибрирующим, рассыпающимся на разноокрашенные брызги, и широким, степенным, утверждающим основательность и прочность. Он то прозрачный, легко переходящий от одного цвета к другому, то углубленный, передающий сложную игру красок, смешивая и сплавляя их в невероятных комбинациях, или становится густым и насыщенным, придающим предметам особую материальность. Такова стихия живописи В. Фомичева, но такова и стихия самой природы, тонко прочувствованная художником и смело воспроизведенная в многочисленных работах.

В. Фомичев часто повторял в этюдах одни и те же места на Волге, но как же сильно они отличаются друг от друга! Вот, например, "Волга. Ясный день. 1989": свежий ветерок поднимает легкие волны, в которых солнечный свет играет различными оттенками синего цвета. Тот же остров, тот же крутой берег напротив и баржа, плывущая по реке ("Хмурая Волга. 1991). Но все уже иное: и настроение, и цвет, и характер мазка. Если в первом случае он мелкий, местами дробный, не слишком густой, создающий ощущение воздушности и игры света, то во втором случае он тягучий, вязкий и плотный. Светлый осыпавшийся берег стал темным и мрачным, поверхность воды уже не игривая, а хмурая, небо из светло-голубого и беззаботного превратилось в суровое и неласковое. Даже трава и песок на острове выглядят озябшими и промокшими.

Необыкновенно хороша по эмоциональному воздействию небольшая работа "Лазурная гладь. 1991". Разлившаяся вода подтопила деревья и заняла лесную территорию, создав удивительные по красоте уголки. В легком сумраке плотно стоящих деревьев темная зеркальная гладь отражает и влажные стволы, и солнечные зайчики, а сама вода меняет свой цвет от ярко голубого на свету до насыщенного зеленого и даже бархатисто-коричневого в тени. Здесь особенно чувствуется традиция, идущая от барбизонцев с примесью легкого импрессионизма. Впрочем, подобное ощущение возникает и от очень лиричного этюда "Ручей в лесу. 1990". Несмотря на малые размеры, это настоящая жемчужина. Этюд пропитан ощущением тепла и солнца, полон поэзии и любви к родной природе. Небольшой фрагмент редкого леса с протекающим по нему чистым и спокойным ручьем так сильно воздействует на художественные чувства живописца, что скромный мотив приобретает высокое звучание и чарующую прелесть.

В. Фомичеву не был чужд и романтизм с его тягой к необычным, ярким явлениям, к повышенной эмоциональности. Он стремился передать сложные мимолетные переходные состояния природы, длящиеся несколько мгновений. Это хорошо иллюстрируется двумя прекрасными этюдами: "Закат над Волгой. 1989" и "На закате. 1991". Еще один интересный штрих в творческий портрет В. Фомичева добавляет его работа "Осенний прудик. 1980". Она доказывает умение подмечать, чувствовать и передавать в живописи состояния таинственного, неразгаданного, даже мистического. В этом этюде хорошо заметны признаки символистского видения. Утонченностью живописной манеры, он вызывает в памяти как наследие В. Борисова-Мусатова, так и ранних "голуборозовцев" (в частности, акварели и гуаши М. Сарьяна и П. Уткина).

Кроме многочисленных интересных этюдов, на выставке есть несколько очень хороших картин. Они отличаются большей "сделанностью", солидностью, серьезной разработкой темы и значительными обобщениями. Великолепное мастерство художника — пленэриста продемонстрировал В. Фомичев в большой картине "Волга. Рыбацкая шхуна. 1978". Она сильно отличается от других работ не только техническими приемами, но и той задачей, которая ставилась им и которая была блестяще реализована. Можно сказать, что это — образец "высокого стиля", удачная попытка преодолеть тяготение повседневной, суетной чувственности, подняться над эффектной и выразительной частностью. В созерцательном настроении картины проявляются отголоски классицизма и раннего романтизма ХIХ века, но вместо глобальных проблем мироздания нам представлено личностное отношение размышляющего художника к философским вопросам частного и общего, сиюминутного и вечного, конечности человеческой жизни и постоянства в многообразии окружающей человека красоты. В характере передачи настроения с помощью света и цвета проявляются тенденции плэнеризма, заложенные М. Лебедевым и Сильвестром Щедриным (кстати, композиция картины структурно схожа с многочисленными морскими видами последнего близ Сорренто и Неаполя).

Пейзажи В. Фомичева не существуют сами по себе, в отрыве от человека. Несмотря на формальное отсутствие в изображении, в самом настроении, в отношении к пейзажу, его присутствие ощущается обязательно, причем благодаря не только каким-то признакам "обжитости" природы, но и чувству собственной принадлежности к ней. В его работах есть ощущение гармоничного единения, счастливого слияния человека как одного из элементов прекрасной и многоликой природы с этим сложным и живым организмом. Огромное количество замечательных работ показывает, насколько богата и разнообразна история души прекрасного художника Василия Фомичева.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6092005114544&oldnumber=313