"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (313) от 1.09.2005

Десятая Муза

Кино для трёх процентов

Почему пустует кинозал, показывающий хорошие фильмы?

Ирина КАБАНОВА

Процесс обновления кинопроката в Саратове развивается очень туго. Сегодня городские кинотеатры — это проводники коммерческого кино со своей инфраструктурой — кафе, игровыми автоматами, иными словами, некоторыми из множества сравнительно честных способов отъема денег у граждан, пришедших посмотреть фильм. Цель этих заведений — сугубо развлекательная.

Но есть и другое кино — так называемое "трудное", или альтернативное, а его найти на экранах города гораздо сложнее. Это уже епархия киноклуба, которым граждане нашего города не очень-то пользуются. А зря.

Фильмы без попкорна

До 1996 года в Саратове функционировали около 13 киноклубов. Затем киносеть постепенно пришла в упадок — знаковым событием этого периода стало размещение в кинотеатрах мебельных магазинов, а киноклубы полностью прекратили свое существование. Сейчас в городе один-единственный киноклуб "Волшебный фонарь" в Доме кино на базе Нижне-Волжской студии кинохроники. Дом кино — единственное место, где, кроме западных раскрученных фильмов, можно посмотреть новое российское кино и классику мирового кинематографа. Но при цене билетов в 2-3 раза ниже, чем в "Пионере" или "Саратове", зрителей практически нет.

В принципе, киноклубная аудитория — это 3-4 процента населения, и это нормально. Людей, приходящих смотреть альтернативное кино, не может быть много. Однако в репертуаре кинотеатров американские фильмы все еще в подавляющем большинстве, и нашим зрителям давно пора обратить свой взор на киноискусство другой части света. Задача Дома кино — возродить прокат отечественного и приличного зарубежного кино, в частности, европейского. К примеру, в прошлом году здесь удалось показать все лучшие отечественные фильмы года — "Свои", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Водитель для Веры", "Ночной дозор". Хорошо проявила себя практика фестивалей европейского кино — это, пожалуй, тот редкий случай, когда зал киноклуба бывает полон. В начале этого года саратовцы успели познакомиться с новыми французскими и японскими фильмами, а в октябре нас ожидает фестиваль испанского киноискусства "Божественный свет", куда войдут 6 фильмов 2002-2004 годов. В планах — проведение фестиваля венгерского кино с приглашением (если получится) ведущих режиссеров Венгрии Миклоша Янча или Иштвана Сабо. Два раза в неделю, по субботам, в рамках кинолектория "Из шедевров" читает лекции о кино Владимир Семенюк, известный саратовский киновед, преподаватель СГУ. В новом сезоне руководство клуба собирается продолжить эту практику, и возможно, создастся некий костяк киноклубной аудитории, которая почувствует необходимость именно в таком подходе к зрителю — все-таки попкорн вперемешку со спецэффектами нравится не всем.

Реклама — двигатель?

И все-таки в наш век капитализма одного внутреннего содержания мало — как бы цинично это ни звучало, надо "пиариться". Конечно, есть реклама — и афиши, и на телеканалах ТВЦ и 2-я Садовая, и по радио. Но толку от этого мало. Нужны новые формы и идеи в рекламировании таких штучных заведений, как киноклуб. И они есть. Как рассказал генеральный директор Дома кино Андрей Наймушин, в августе прошлого года преподаватели актерского отделения консерватории Г. Аредаков и А. Галко предложили клубу устроить показы классики мирового кинематографа студентам факультета, где в программу обечения входит и курс о кино. Будущим актерам, выросшим в период упадка российского кинематографа и по объективным причинам не видевшим картины, которые считаются вехами в истории кино, это просто необходимо. В Саратовском областном методическом киновидеоцентре усилиями его директора Ирины Бережной сохранилось около 200 таких фильмов, их-то и демонстрирует кинолекторий, который с 3 сентября возобновляет свою работу после летнего перерыва.

Кроме того, есть идея показа хроникальных лент для студентов-культурологов, историков, социологов. В фильмофонде Нижне-Волжской студии кинохроники сохранилось 6000 лент о жизни Поволжья, начиная с 30-х годов.

"Я обратился к минобразования с предложением собрать студентов-специалистов на киносеансы, — говорит Андрей Олегович. — Педагогам показать экранизации литературных произведений, социологам, историкам — хроники. Ведь это незаменимое средство, помогающее глубже проникнуть в историю и культуру. Например, есть кадры, запечатлевшие строительство моста через Волгу, коллективизацию, сохранилась лента, где прокурор Вышинский читает в цирке лекцию о том, как надо бороться с "врагами народа". Существует официальная хроника, которую смотрят постоянно, но есть и не тронутые цензурой исходные материалы операторов прошлого, и их никто не касается годами". Эта мысль — дать вторую жизнь кинофондам, используя их в педагогических целях, — кажется весьма удачной. Пожалуй, целевая аудитория и есть одна из тех ниш, где Дом кино может быть вне конкуренции. Правда, для осуществления такой программы нужны средства, но речь идет об очень небольших суммах. К примеру, обеспечение одного показа обходится всего в тысячу рублей. Но даже эту сумму, по словам Владимира Семенюка, вузы не хотят перечислять, хотя все кивают головами и соглашаются, что "это хорошая идея".

Антураж для умных

Однако у толкового содержания тоже должна быть форма — несмотря на то, что в 2000 году в кинозале был установлен так называемый dolby-звук, это лишь начало: киноаппаратура 70-х годов нуждается в замене, равно как и зрительские кресла. Если уж не говорить о самом зале, где, по стандартам настоящего кинотеатра, должны быть звукопоглощающие полы, соответствующая обшивка потолка и стен, то есть все для качественного звука. Пока же воображение поражает только его громкость, которая при наличии четырех человек на просмотре представляется, по меньшей мере, избыточной. Наконец, расположение Дома кино кому-то кажется слишком нетипичным, хотя это так называемый тихий центр.

Зритель сегодня идет в кино не только за грезами, но и за комфортом. Дирекция Дома кино готова к преобразованиям, но происходить они, как сказал Андрей Наймушин, будут постепенно. Сейчас часть подвала сдана в аренду, там будет располагаться кафе — неотъемлемая часть любого кинозала.

Впрочем, проблема не столько в конкуренции кинотеатров и западного и отечественного кино на наших экранах, сколько в отсутствии государственной программы культурного развития молодежи средствами кино. Кино сегодня входит в индустрию развлечений, которая не несет в себе ничего для развития личности. "Мы живем в мире агрессивной псевдокультуры, — говорит Владимир Семенюк, — и не можем ничего этому противопоставить. Наша задача — организовать молодого зрителя, который вырос в период массового отторжения от кино и который сейчас дезориентирован из-за наплыва американского массового кинематографа, пережевывающего самого себя. Конечно, есть домашнее видео, где каждый волен смотреть, что ему нравится, и возможно, кино будет менять какие-то свои формы, но совместный просмотр фильма, чтобы потом обсудить его, поделиться впечатлениями, сохранится. Это свойственно русским, это помогает сплочению нации". Сплачивается ли нация в массовом просмотре западного блокбастера? Возможны варианты ответов, но в любом случае такое сплачивание поверхностно. И хотя сегодня мы видим больше отечественных фильмов, чем, скажем, в 90-е годы, этого все равно недостаточно. К тому же, большинство из них созданы по образу и подобию американских, так что возможностей применить мозги у зрителя почти нет. Поэтому нужна работа кинопроката с серьезным отечественным кинематографом, нужны залы, которые демонстрировали бы его, и нужны люди, которые оценили бы духовное развитие зрителя дороже коммерческого успеха.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6092005114435&oldnumber=313