"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (313) от 1.09.2005

О новом Уставе не новое слово

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ \"Солидарность\"

Перед уходом в историческое забвение саратовская городская дума второго созыва одарила нас новым Уставом города, который должен вступить в законную силу с 1 января 2006 года. Следует отметить, что большинство нынешних депутатов саратовской городской думы и действующий Устав города вполне устраивал. Правящая в городе аксеновская команда, купаясь в самовластьи, прекрасно приспособила его к своим нуждам, сформировав послушную городскую думу, призванную обслуживать ее клановые интересы, далеко не всегда совпадающие с коренными интересами жителей города, что наглядно показал и последний думский кульбит по смене трех неугодных председателей постоянных комиссий. Поэтому городские депутаты пересматривали Устав не по велению сердца, не из-за заботы о развитии народовластия в Саратове, а в силу злой необходимости. Устав надо было приводить в соответствии с новым федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому и принят был новый Устав города Саратова в таком виде, чтобы максимально ничего не менять и сохранить сложившийся, по мнению специалистов, крайне неэффективный, порядок управления городом, имеющий очень мало общего с реальным самоуправлением, придав этому самовластью бюрократии несколько новый вид.

Прежде всего, депутаты, отказались закрепить в Уставе незыблемые гарантии, формы и порядок участия населения в управлении делами города, передав их установление на усмотрение депутатов городской думы. Видимо, напуганная примером реализации общественными организациями в Саратове общественной нормотворческой инициативы населения (кстати, пока единственной в России), правящая элита города увидела во всех формах участия населения в городском самоуправлении прямую угрозу для своих клановых интересов.

На городских общественных слушаниях, посвященных проекту Устава города, на депутатов городской думы была предпринята попытка оказать общественное давление с целью побудить переделать в Уставе 3 главу "Гарантии, формы и порядок участия населения города в решении вопросов местного значения", чтобы расширить и укрепить в ней базу для развития городской демократии, устранив саму возможность манипуляции волей жителей города, но большинство общественников этой проблемы не заметило и этого требования не поддержало. В окончательное решение городских общественных слушаний рекомендация дорабатывать этот раздел городского устава даже не была включена.

Как бы это ни было обидно, но на слушаниях страсти разгорелись вокруг проблемы очень важной для городских промышленно-финансовых группировок, но только опосредованно затрагивающей интересы жителей города. Речь шла о прямых выборах главы города. Конечно, прямые выборы главы открывают возможность получить доступ к управлению финансами и имуществом города таким новым политическим силам, которые не имеют серьезных шансов победить сразу в большинстве избирательных округов на выборах в городскую думу и, опираясь на большинство в думе, избрать главу города из числа своих депутатов.

Это предложение общественниками было поддержано, но вполне предсказуемо городскими депутатами при принятии Устава, по изложенным выше причинам, было отклонено.

И все же новшество в устав было внесено. Оно касается введения двоевластия в Саратове. По новому Уставу у нас будет глава города и глава администрации города с частично пересекающейся компетенцией, но неподконтрольные и неподотчетные другу другу. О тех серьезных опасностях, которые таит в себе это новшество, я уже писал в статье "Проект нового Устава города чреват конфликтом" (см. газету "Богатей" за 23 июня). Если должности главы города и главы администрации займут сильные амбициозные личности, то мы получим ситуацию двух медведей в одной берлоге со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями для жителей города.

По новому Уставу, глава города и глава администрации обязаны отчитываться ежегодно о своей деятельности перед депутатами городской думы. Наверное, для большинства городских депутатов это введение носило революционный характер. Известно, что наш мэр Ю. Аксененко за все время своего правления городом ни разу не отчитался о своей работе перед городской думой и наши городские депутаты услужливо не решились такой отчет от него потребовать. Однако и установив ежегодную отчетность о результатах работы, депутаты все же подсластили пилюлю, отказавшись от права обсуждать отчет и оценивать качество управления городом.

Согласно новому городскому Уставу отчеты наших двух городских глав, носят информационный характер и принимаются депутатами к сведению без обсуждения.

Ничего не изменилось в новом Уставе города и в части прозрачности деятельности городской думы и администрации города. Как и сегодня, получить нужную информацию гражданам будет совсем не просто. Но что особенно печально, новый Устав города не предусматривает составление подробного отчета об исполнении бюджета города и не предусматривает ежегодного отчета главы контрольно-счетной палаты. Таким образом, существующие широкие возможности для хищений и злоупотреблений бюджетными средствами для недобросовестных коррумпированных муниципальных чиновников, сохраняются.

Но упрек в этом мы, саратовцы, должны сделать самим себе. Это результат того, что наши городские депутаты коррумпированных чиновников боятся и уважают больше, чем своих непосредственных избирателей, поскольку уверены, что мы, горожане, их к ответу за потакание воровству и коррупции не призовем и по этой причине на новых выборах мандатов не лишим.

В утешение себе можно отметить, что в новом Уставе города заложено положение, что результаты проверок контрольно-счетной палаты подлежат опубликованию. Но где эти результаты будут опубликованы, а главное, в каком объеме, предоставлено решать самим чиновникам из контрольно-счетной палаты.

Новый Устав наглядно продемонстрировал, что наша городская правящая элита успешно осваивает любимый прием коррумпированного чиновничества: декларационное провозглашение прав и свобод граждан с одновременным их устранением примечанием, что эти права и свободы осуществляются в пределах, установленных самими коррумпированными чиновниками.

Есть ли в городе здоровые силы, способные превратить нашу городскую бюрократию из самоуправных хозяев в наемных специалистов, добросовестно обслуживающих интересы горожан? Мне представляется, что есть. В городе уже сложились финансово-промышленные группы, которые готовы к тому, чтобы в городе была честная конкуренция, городские власти не вмешивались в деятельность предпринимателей, а работа администрации города была предсказуемой, открытой и подотчетной населению. Если указанные группы решатся поддержать новые политические силы в их борьбе за здоровое влияние на городскую финансово-промышленную политику, то, вполне возможно, что в новой городской думе мы увидим новых людей, способных последовательно отстаивать интересы жителей города.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6092005114304&oldnumber=313