"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (308) от 28.07.2005

Книжная полка

Тайбалык жив, он просто плохо пахнет

Анна САФРОНОВA

Есть любимое детское развлечение — рассказывать (или слушать, умирая со страху под одеялом) чудовищные истории о разных чудаках с того света, которым почему-то ужасно хочется напугать нас, живых. А может, и не хочется. А может, и не с того света, а чуть ближе.

Проект арт-книги о мертвой саратовской реке Тайбалык, загнанной в бетонное русло и спрятанной под землю, ни в какой степени не мог быть научным: сама "ужастиковая" тема программировала как авторов проекта, так и тех, кто принял в нем участие. В результате мы, читатели, имеем книгу "Музейная долина", изданную усилиями Благотворительного фонда Владимира Потанина, Ассоциации менеджеров культуры, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, и, конечно же, Дома-музея Павла Кузнецова, директор которого, Игорь Сорокин, и является руководителем проекта "Музейная долина" (сотоварищи — Александр Башкатов, Евгений Стрелков, Елена Сластихина).

Если поддаться антилогике этой книги и ни с того ни с сего заговорить о результате — они победили, и сломленный-загипнотизированный читатель очень медленно перелистывает последние страницы книги — чистые, без текста и картинок, -— страницы, предназначенные для личных записей. Установку дает Игорь Сорокин: " На современных картах Саратова бывшая река Тайбалык не указана. Память о ее существовании практически утрачена. Но жизнь никогда не уходила из этих мест..." (разрядка моя. — А.С.). Уже можно включать фонарик и натягивать на голову одеяло. А дальше-то еще страшнее… "Ее начали убивать навозом, заживо закапывая. Полумертвая, она еще дралась, пытаясь выбраться из-под мусорных куч, заливала водой, засыпала глиной, но враг был многолик и проворен. Он запер кровь реки в бетонный гроб, а могилу постарался сровнять с землей. С тех пор внутри города поселился призрак реки Табалык…"

В общем, всем страшно, в том числе и авторам текстов. Они вроде как все время оглядываются и осеняют себя крестным знамением, на всякий случай. Весь раздел книги "Наука" написан (отчасти собран из исторических источников) с очень большой осторожностью — как бы не обидеть призрак? Он задает критерии и заказывает музыку. Наиболее подвержен гипнозу Александр Башкатов, у него река "вспоминает ушедшие миры" и все такое. Руководитель проекта пытается настаивать на здравом рацио и анализирует три имени реки (Глебучевка, Тайбалык, Говняевка), и мужественный культуролог Сергей Трунев тоже пытается подчинить призрак Тайбалыка и Глебучева оврага цивилизованному осмыслению и отыскивает аналоги: "Мифологии целого ряда индоевропейских культур повествуют о маргинальной территории, также как и о зоне смерти, противоположной как прокреативной буферной зоне, так и сакральному центру…". И соседка Трунева, Ольга Костина, сообщает читателю, что "утрата связей с символическим миром прошлого, с живыми истоками жизни перерезает трансценденцию…". А вот текст Тамары Хуснетдиновой говорит о том, что редакторы уже утратили связь с реальностью, но хотят ее восстановить, поэтому мы зачем-то читаем энциклопедические выдержки о пижме обыкновенной, доннике белом и желтом, татарнике окаймленном и т. д. Заканчивается раздел "Наука" очень любопытной (и не жалко, что немного не в тему) статьей Надежды Гришиной "Саратов в фольклоре". После чего у редакторов развязаны руки, и мы начинаем читать раздел "Миф", где можно все. Здесь у нас есть шанс в очередной раз испугаться (призрак все еще рядом, хотя и надоел) — "Реки нет и река есть" (Игорь Сорокин), узнать кое-что о Гагарине ("Правда о Гагарине"), узнать о том, что саратовский мэтр Николай Гущин был небезразличен к проблеме Тайбалыка и Глебучева оврага (Вячеслав Лопатин. "Биоцивилизация: тайбалыкские находки") и ознакомиться с "Тайбалыцкой сяньбанавтикой" от Игоря Корчагина. И дивная "Легенда реки Тай-Балык" на двадцать строчек (пародия на пародию Ильфа и Петрова), после которой следует список использованной литературы из 88 пунктов.

В части третьей, "Арт", создатели проекта чувствуют себя как рыба в воде, пусть это даже и скомпрометированная вода Тайбалыка. Вольные полеты Евгения Стрелкова, Ольги Хан и Андрея Суздалева сменяются попыткой скрупулезности — "Структурный анализ Глебучева оврага" Игоря Ролдугина и Сергея Левитова. Безусловный духовный центр книги — представление Натальей Таракановой "глобуса Тайбалыка", исполненного на тыкве. Это планета, и ее можно считать заселенной.

"Музейная долина" замечательна (и жива) своими внутренними противоречиями. Воспоминания (или проза) покойных Милашевского, Горизонтова, Гераклитова и других микшируются с текстами живых, сегодняшних — Светланы Покровской, Инны Миловидовой, Бориса Казимирова и так далее — без сведений об авторах, без дат и чинов. Это уже четвертый, последний раздел "Музейной долины" -— "Место". В качестве примера — цитата из текста легендарной (отчасти усилиями журналиста саратовской газеты "Богатей" Александра Крутова) стриптизерши, известной как "Сальвадориха" (снискала популярость и в качестве копировщицы Дали): "Питейный магазин "Штаны" являлся достопримечательностью оврага. Находился он на развилке дорог, голых, как лобок одалисок, невидимой нитью соединяя святость и порок".

"Музейная долина" достигла большего, чем, может быть, планировалось. Как бы не были неровны тексты и иллюстрации, они действительно в совокупности создают некое магическое поле, магический коктейль из любви, иронии, пародии и самопародии, и, по большому счету, ясно, что город жив, да и Тайбалык жив, хотя и плохо пахнет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1082005163033&oldnumber=308