"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 29 (308) от 28.07.2005

Где водятся учителя?

Елена НАЛИМОВА

В Саратове и области грядет кризис педагогических кадров. В первую очередь он обозначился в районах: старая учительская гвардия постепенно уходит на пенсию, а молодые специалисты не идут работать в умирающие сельские школы. Но и в городе с каждым годом все меньше студентов выбирают педагогическую специальность.

Их можно понять: чего ждать выпускнику вуза, у которого в дипломе значится "педагог"? Мизерная школьная зарплата и косые взгляды родственников и друзей за выбор непрестижной профессии — вот его удел. Редкие энтузиасты при таком раскладе все же доходят до школы, а те, что доходят, долго в ней не задерживаются. Лучше всего первые признаки грядущего кризиса заметны по руководящим педкадрам — директорам и завучам. Если рядовых учителей за счет большой текучки все же хватает, то руководителей учебных заведений с достаточным опытом педагогической работы становится все меньше. Практически во всех саратовских школах их возраст или уже перешагнул пенсионный порог, или приближается к нему. Первая попытка если не решить, то хотя бы обозначить существующую проблему, была предпринята в ходе диалога между исполнительной властью (ее представляла зампред правительства области, курирующая социальный блок, Наталия Старшова и министр образования Игорь Плеве) и Саратовским государственным университетом в лице его ректора Леонида Коссовича. Но диалог не только не помог выявить пути выхода из кризиса, но и обозначил еще один — все ухудшающиеся отношения между университетом и областным министерством образования.

Интеграция

Начало этого раскола следует искать в 1997 году, когда склонный к реформированию всех и вся Дмитрий Аяцков решил укрупнить саратовские вузы путем их слияния. Таким образом, педагогический институт стал структурным подразделениям Саратовского госуниверситета, на его базе остались факультеты русской словесности, педагогики, психологии и начального образования, иностранных языков, искусств и художественного образования, физической культуры, коррекционной педагогики и специальной психологии. Физики, химики, математики — как раз те специальности, по которым в настоящее время существует резкий дефицит, были присоединены к соответствующим факультетам СГУ. В настоящее время методику преподавания будущим учителям физики, химии и математики читают преподаватели пединститута, а основные курсы — преподаватели классического университета. На деле же, они не нужны ни СГУ, который относится к будущим педагогам как к студентам второго сорта, ни пединституту, для которых они — отрезанный ломоть. Формально все они студенты СГУ, при этом занятия по-прежнему проходят в первом корпусе пединститута. Там будущим педагогам выделен один этаж, но материально-техническое обеспечение этих придатков крупных факультетов отражает и их статус в СГУ — и коридоры, и аудитории представляют собой жалкое зрелище. Но дело не только во внешнем облике. Год от года прием на педагогические специальности в СГУ сокращается. Если раньше соответствующие факультеты набирали на педспециальности от восьмидесяти до ста студентов, то сейчас эти цифры колеблются от двадцати до тридцати. И далеко не все выберут работу учителем.

Кому нужны педагоги?

Каждый год университет сообщает об открытии новых специальностей. По мнению министра образования И. Плеве, это делается за счет сокращения набора будущих педагогов. Леонид Коссович с таким мнением не согласен, по его словам, перераспределение количества принимаемых студентов по направлениям не в компетенции университета, эти цифры закладываются исходя из объективных показателей — технических возможностей вуза. Плеве говорит, что готов пробить вопрос о количестве мест в Москве, но нужно ли это СГУ? Похоже, что нет. Коссович делает упор на те специальности, которые подчеркивают высокий уровень классического университета, педагогические специальности к таковым, похоже, не относятся. В прошлом году университет закончили студенты, переведенные в СГУ во время слияния вузов. Возможно, поэтому кризис педкадров заметен еще не в полной мере. По прошествии пяти-семи лет он может обостриться. И даже при условии, что будут найдены пути выхода из педагогического кризиса, ждать улучшений в этой сфере придется так же, не менее пяти-семи лет. Получается довольно приличный срок, слишком значительный для и без того нуждающихся в педкадрах школ региона. Конечно, нельзя не согласиться с проректором СГУ по учебной работе Иванюшиной, утверждающей, что количество учителей не зависит от таких показателей, как цифры приема и количество факультетов. По ее мнению, это некая постоянно воспроизводимая когорта одаренных личностей — не "урокодателей", которых можно обучить, а учителей от Бога. Получается, что и предпринимать ничего не нужно, чтобы не вмешаться в промысел Божий, а если и вмешаться, то совсем с другой позиции, не обучая, а поддерживая уже существующих учителей. Несомненно, социальное обеспечение — еще один значимый аспект проблемы. О нем тоже говорилось на встрече. Вот только полномочий и возможностей в этом смысле у региональных властей не так много. Учителя находятся на федеральном обеспечении, а область у нас бедная и значительно помочь им не в состоянии.

Еще одна сторона вопроса — студенты с целевыми направлениями. Казалось бы, как раз они, принятые по особому списку, должны возвращаться в нуждающиеся в педкадрах районы области, но юридической базы для таких отношений не существует. Целевые направления, по мнению министра образования области, превращаются в "льготы для детей нужных людей". В связи с невозможностью заставить студентов вернуться в направивший их на учебу район, в 2005 году прием по целевым направлениям в саратовских вузах был сокращен почти вдвое. Ситуация может измениться, если правовым обеспечением вопроса озаботятся главы муниципальных образований. Понятие "целевой контракт" существует, необходимо лишь отработать механизм его исполнения в деталях.

Выход из кризиса

Министерство образования предлагает и такой путь решения проблемы педагогических кадров: создание единой структуры внутри университета, объединяющей студентов педагогических специальностей с разных факультетов, а также создание совмещенных специальностей. Это особенно удобно для сельских школ. Например, учитель физики может преподавать еще и математику, учитель начальных классов — английский. С этими предложениями согласна и Старшова, полагающая, что на базе классического университета не уделяется достаточного внимания воспитанию настоящих педагогов. Однако ректор СГУ не согласен с таким подходом. По его мнению, попытка пойти навстречу "крестьянским детям" способна разрушить хорошую базу, созданную годами в СГУ. Понять его можно, но только что же делать с этими самыми крестьянскими детьми?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1082005162936&oldnumber=308