"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (307) от 21 июля 2005 года

ХудСовет

Повод висеть на люстре

Ирина КАБАНОВА

Был период, когда гастрольная деятельность российских театров сходила на нет — на фоне общего безденежья в стране это было неудивительно. Сейчас театры возвращаются к практике поездок "по городам и весям". Этим летом Саратов принимает академический театр драмы им. М. Горького из Ростова-на-Дону — с 22 июля по 10 августа зрители увидят 8 спектаклей в помещении театра драмы им. И. Слонова. Мы беседуем с руководителем гастролей Сергеем ГРОШЕВЫМ.

— Сергей Александрович, какова сейчас театральная жизнь в Ростове-на-Дону?

— Город может быть театральным или не театральным, смотря по тому, есть ли театр, который вызывает интерес зрителей. В общем, скажу — город Ростов сегодня театрален. Мы нашли контакт со своим зрителем, и у нас очень неплохие результаты в плане финансов: мы в два раза перевыполнили все, что можно перевыполнить: количество зрителей, денег и прочее. Перед приездом в Саратов у нас были гастроли в Воронеже, большие, серьезные, как ни у одного театра страны сейчас. У себя в Ростове-на-Дону в течение сезона мы заработали денег и можем позволить себе поехать на гастроли, зная, что ехать на гастроли за длинным рублем сейчас не резон. Мы ждали гастролей 9 лет. Сейчас на протяжении двух месяцев — июля-августа — мы делаем праздник себе и городам, куда мы приезжаем. А гастроли — это всегда праздник, это фестиваль.

Открываемся мы спектаклем "Горе от ума" — это наша визитная карточка, где есть весь наш звездный состав во главе с главным режиссером театра, народным артистом Николаем Сорокиным, который играет Фамусова. Кто хочет увидеть, узнать и понять, каков наш театр, посмотрите этот спектакль. Он полностью отвечает жанру комедии, в котором написал пьесу Грибоедов.

— Вы сказали: гастроли — это фестиваль. Но ведь это разные вещи: на гастроли театры ездят деньги зарабатывать, а на фестивалях их больше тратят.

— Я отвечаю за коммерческую часть деятельности театра, и если бы мне сказали: надо организовать гастроли и заработать деньги, я бы ответил: я это сделать не смогу, и давайте не связываться. Гастроли труппы в 30 человек — это заведомо некоммерческое предприятие. Коммерческие гастроли — это антрепризы, которые приезжают из Москвы и Петербурга: небольшое количество участников, небольшой подготовительный период спектакля, экономия на декорациях. Я не хочу сказать, что все антрепризы заведомо халтурные, но тем не менее здесь чисто коммерческая цель создания спектакля. Так живет Бродвей, но мы все-таки русский театр: у нас все всерьез, все по-богатому, прежде театр, потом рубль.

— По-богатому — это как?

— Это декорации, костюмы, все натуральное, сшито нашим художником по костюмам Натальей Пальшковой. Кроме того, мы много внимания уделяем сценическому движению. Средний возраст труппы, приехавшей сюда — 30-35 лет. Мы, с одной стороны, даем молодым актерам себя проявить во всех жанрах, в танце и песне, с другой — выдавливаем из них все, что можно выдавить, и они это делают с удовольствием. Вот это называется по-богатому, то есть все по максимуму, без скидок на нехватку таланта, средств, времени. Кстати, имея в нашей труппе достаточное количество заслуженных и народных артистов, в нынешних гастролях мы не сделали ставку на них, дали им возможность отдохнуть.

— А не складывается ли в вашем театре ситуация, когда главный режиссер принимает решение вывести на сцену молодых актеров, а заслуженные остаются без работы?

— Чувствую, вы готовы глубоко копнуть. Это не только может быть, это данность, реалия, и без этого нельзя. Действительно, приходит время смены поколений, но это нормально.

— Смена сменой, но получается, что людей в труппе много, а занято в спектаклях несколько одних и тех же актеров.

— И у нас это довольно напряженная ситуация. Мы в связи с этим приняли, на наш взгляд, единственно правильное решение: мы потихоньку переводим актеров на контракт. Это дает то, что каждые два года есть возможность пересмотреть, востребован актер или не востребован, продлить или не продлевать его контракт. Это зависит, в том числе, и от актера, а не только от режиссера, который занимает его в спектаклях или не занимает. Как правило, тут вина бывает обоюдная.

— Когда вы выбираете репертуар, вы ставите себе какие-то рамки, мол, это материал для нашего театра, а это нет?

— Николай Евгеньевич Сорокин в этом отношении человек передовой. Он из тех, которые говорят "а не замахнуться ли нам на Шекспира". В нашем репертуаре вы увидите многообразие жанров. Одно время на сцене у нас было множество мюзиклов — нам доступно все. Например, спектакль по пьесе Лопе де Вега "Влюблена, умна, хитра" — это практически мюзикл, это спектакль-шоу. Николай Евгеньевич говорит, что театр может принимать различные формы, и он много внимания уделяет музыке, сцендвижению, танцам, внешнему антуражу, но, естественно, не в ущерб основному замыслу. Яркие формы, костюмированные, зрелищные, на мой взгляд, хорошо уживаются с серьезной классической драматургией.

Я разговаривал с директором ТЮЗа Валерием Райковым и с удовлетворением услышал, что у них 7-10 премьер за год. В Воронеже, к примеру, 1 премьера в три года, у нас, в ростовском театре, в этом году было 6 премьер, вообще меньше пяти не бывает. Об этом идут споры: зачем так много? Мол, что-то новое сделал, лишь бы зрителя привлечь, отработав, показав, обманув ожидания зрителя, тут же снять, поставить другое. Мы в этом стараемся держать меру. Есть спектакли, которые у нас, действительно, идут год — мы имеем право на творческие неудачи — и нет смысла продолжать им жить.

Наш театр богат традициями. Одна из таких традиций — ежегодное новогоднее театральное шоу "Брызги шампанского". Это полтора часа смеха, розыгрышей, танцев, музыки — вот это наша традиция. Шоу идет каждый день на протяжении 20-ти дней, зал у нас на 1150 мест, и все это время он полон. Как сказал один режиссер, приятно, когда на люстрах висят.

— А в плане драматургии, по-вашему, что интересно зрителю?

— Вынужден констатировать, (об этом мы говорим много, проводим соцопросы, спорим на худсовете, который у нас жив-здоров, чего и всем желаем), что человеку хочется уйти от действительности, отвлечься, поэтому если мыльные оперы востребованы, они имеют право на существование. Мы по части интереса зрителя пришли к такому мнению: нужна экзотика, нужны другие времена, нужны перья, шпаги, Шекспир, средние века, мушкетеры, Лопе де Вега. Время, например, Булгакова, Платонова сейчас не очень актуально. Можно идти на поводу у зрителя, можно не идти, но то, что сейчас люди хотят смотреть нечто отвлеченное от нашей современной жизни, пусть на серьезную тему, пусть на легкомысленную — это данность.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25072005135256&oldnumber=307