"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (307) от 21 июля 2005 года

Главное — реформировать нежно

Елена НАЛИМОВА

Последний месяц Саратовский государственный университет не сходит со страниц прессы. Недавние события — митинг студентов, возможная отставка одного из деканов — вызвали новую волну общественного интереса. На этом фоне обозначились и другие вопросы, давно ожидающие ответов. Пролить свет на эти вопросы я попросила ректора СГУ Леонида КОССОВИЧА.

— Леонид Юрьевич, почему в ректорате СГУ такая текучка? Происходит непрерывно смена проректоров, их переход с кафедральной работы в ректорат и обратно, нынешний проректор по учебной работе Иванюшина тоже увольняется, об этом говорилось на последнем ученом совете.

— Я могу оперировать только уже свершившимися фактами. Ирина Юрьевна Иванюшина хорошо выполняет свои обязанности проректора по учебной работе. Никакой текучки нет, а есть стремление оптимизировать систему управления университетом. Сейчас уже сложилась устоявшаяся команда, которая работает, как минимум, год.

— Ходят упорные слухи, что у руководства университета не складываются отношения с областным министерством образования, с чем это может быть связано?

— Дело в том, что министерство образования Саратовской области имеет свои сферы компетенции и свои должностные полномочия, которые касаются среднего, начального, дошкольного образования. А СГУ, как и другие вузы — это объект федерального подчинения. Поэтому здесь речь идет о сотрудничестве в выполнении тех задач, которые стоят перед регионом и университетом. Нужно создавать кадры для региона, решать научно-технические задачи, в этом у нас должны быть общие точки соприкосновения. Надеюсь, что политика нынешнего министерства будет разумно опираться на тот опыт, который у нас сложился с их предшественниками. Год назад мы подписали договор о совместной работе по созданию сети представительств Саратовского государственного университета. Эта работа при прошлом составе министерства продвигалась очень активно и давала очень хорошие результаты. А как новое министерство будет работать — посмотрим.

— Есть информация, что областные представительства университета, созданные в 1999 г., работают не в рамках закона. Якобы этим вопросом занимается сейчас министерство и прокуратура. Вы можете это прокомментировать?

— Я отвечу на ваш вопрос, но обязательно отметьте, что я не хотел говорить на эту тему. К сожалению, министерство образования, действительно, инициировало проверку наших представительств. Была создана комиссия, к этому подключили прокуратуру. Однако удивляет такой факт — Игорь Рудольфович Плеве, будучи директором пединститута, способствовал открытию нескольких таких представительств в Саратовской области и успешно на этой ниве работал, и все его устраивало. А сейчас вдруг сложилась ситуация, когда Плеве, как я понимаю, не может доказать своим подчиненным, что деятельность представительств является абсолютно правильной и законной. Трудно объяснить и то, что мы не были поставлены в известность о начале проверки, мы не были ознакомлены и с результатами работы комиссии. Я считаю, что это нарушение со стороны министерства образования, и не только этическое. Это первое. Второе — в Петровске, например, работает много представительств и филиалов различных вузов, но проверка коснулась только Саратовского университета. Почему? Пусть на это вопрос ответит министр Плеве. А если дойдет до дела, мы можем сравнить работу представительств СГУ с работой других представительств и филиалов. Мы владеем ситуацией и сделаем это. Я утверждаю и отвечаю за свои слова — деятельность представительств не только законная, но и высококачественная. Это форма вечерне-заочного обучения. Если наши оппоненты считают такое обучение низкокачественным, то нужно исключить все заочное обучение вообще.

— Одно из обвинений касается вопроса о сдаче экзаменов.

— Да, но господа проверяющие оказались недостаточно компетентными. Согласно положению, которое действует сейчас, в представительствах можно проводить консультации и промежуточные аттестации. Окончательная аттестация — это госэкзамен и защита диплома. Как раз они и проводится в стенах СГУ, а промежуточная аттестация проходит на местах. Вот и все. Проверяющие из министерства очень хотели нас на этом "поймать", но не получилось. После этих "разъездов" к нам уже обращались из муниципальных образований и предлагали выступить в защиту существования представительств.

— Во время последних громких событий в СГУ, связанных с проверкой на факультете социально-гуманитарных наук, Игорь Плеве не поддержал администрацию университета. Обнаруженные нарушения он назвал незначительными техническими ошибками, в то время как вы продолжаете настаивать на освобождении декана факультета от занимаемой должности.

— Очень странно слышать такое из уст чиновника высокого ранга, который должен прекрасно понимать смысл и цену документов. Неправомерно выданные дипломы — это самое большое нарушение, которое только может быть допущено в вузе. Этот случай выходит за пределы компетенции администрации университета. Караются ли подобные нарушения по закону — должны разобраться соответствующие органы. Но то, что это карается министерством образования России — точно, и карается очень серьезно. Считать, что это техническая мелочь — глубокое заблуждение.

— А федеральное агентство образования уже выразило свое официальное мнение на это счет?

— Мне известно, что директор агентства Григорий Балыхин в курсе всего произошедшего, ему было доложено о происходящем в СГУ, и он дал этому самую суровую оценку.

— Почему, на ваш взгляд, конфликт на ФГСН вызвало такой резонанс? Может быть, происшествие стало катализатором других, скрытых проблем СГУ?

— Мы, со своей стороны, никакого шума не хотели, это сугубо внутренняя университетская проблема, а шум был поднят известными лицами, чтобы отвлечь общественность от самого главного — правонарушения, которое имело место. Бывает, что в работе вуза обнаруживаются недочеты, и каждый вуз всегда занимается этим внутри себя. Когда прессу интересовало, что сменился декан в любом другом саратовском вузе? Я считаю, что шумиха поднята искусственно. Мы в ней не были заинтересованы, наоборот, всячески закрывали эту проблему. Да что говорить, это позор для университета.

— Что будет дальше?

— Решать вопрос о несоответствии декана занимаемой должности должен ученый совет. Когда выявилось реальное состояние дел, когда мы, отбросив случаи небрежности, оставили только факты несдачи студентами экзаменов, а, следовательно, неправомерно выданные дипломы и, самое страшное, их возможный отзыв, эта информация была предоставлена ученому совету. Но я убедился, что факультет, по крайней мере, в лице ученого совета не понимает сложившейся ситуации. Это было, как ведро холодной воды на голову, но они должны были это узнать и понять не личностную, а административно-юридическую сторону произошедшего. К сожалению, люди у нас — сплошь юридически неграмотные, мне пришлось объяснять очевидные для каждого администратора вещи. Причина такого отношения в том, что в университете просто отсутствуют те пагубные традиции и отношения, которые сейчас чрезвычайно развиты в России. Я имею ввиду взяточничество. Потому что преподаватели имеют возможность зарабатывать на жизнь легально — своим профессиональным трудом и не заглядывают в Уголовный кодекс, потому что им это не надо, они чисты перед законом. В такой ситуации нельзя принимать скоропалительных решений, поэтому я дал сотрудникам факультета осмыслить все произошедшее.

— Правда ли, что у руководства университета есть планы по роспуску факультета и перераспределению входящих в него специальностей?

— Вопрос о том, чтобы "разогнать факультет", изначально не ставился. Ведь что такое "разогнать"? Это реструктуризация, а все вопросы реструктуризации решаются на ученых советах, ректор не вправе принимать такие решения единолично. Это демократические принципы любого вуза. Так же, как я не могу снять декана, которого избрали демократичным образом.

— Значит, если факультет все же решит оставить прежнего декана, вы не сможете этому воспрепятствовать?

— По университетским правилам, если не будет никаких дополнительных оттенков, вопрос об освобождении декана от занимаемой должности будет решать ученый совет.

— А вообще — деление факультетов, та самая реструктуризация, о которой вы говорили, это нормальный процесс?

— Видите ли, этот процесс уже давно идет. Когда-то, от большого факультета ФГСН отпочковались философский и социологический. Механико-математический разделился на два — мехмат и факультет компьютерных наук и информационных технологий. Еще до меня физический тоже разделился на две части — физический и факультет нелинейных процессов. Это закономерный рост, развитие вуза. В свое время от университета так же отделялись институты. А сейчас мы уже говорим (и обсуждали это на встрече с Вячеславом Володиным) о выделении факультета экономики и факультета права.

— Получается какой-то замкнутый круг: в свое время юридический институт, который сейчас именуется Академией права, отпочковался от университета, а сейчас на базе СГУ снова создается эта специальность.

— Вы не правы, есть огромная разница между той специальностью, которая преподается в Академии права, и той, которая будет развиваться в классическом университете. Академия права нацеливает на юридическую практику, а мы готовим теоретиков.

— Саратовские вузы ежегодно выпускают целую армию юристов и экономистов, их уже сейчас некуда трудоустраивать, зачем же создавать что-то еще?

— Я говорю не о создании абсолютно новых специальностей, а том, что у нас уже есть. И не надо все сваливать на конъюнктуру. Есть понятие — классический университет, и здесь все в рамках закона. Когда министерство образования разрешило делать разные университеты — технические, экономические и прочие, те, что были до этого, получили статус классических. Министерство образования утвердило перечень специальностей, присущих классическому университету, и в этом перечне есть юриспруденция и несколько экономических специальностей. Все классические университеты России, входящие в десятку сильнейших, имеют факультеты экономики и права, а те же специальности внутри другого факультета, как сейчас, это совсем другой статус. СГУ готовится к своему столетию, и мы все силы прикладываем, чтобы вернуться к тому состоянию, в котором университет был раньше, когда занимал шестое-восьмое место по России. Для этого нужно создать структуру, которая по закону соответствует статусу классического университета.

— А какое место занимает СГУ сейчас?

— С одиннадцатого по шестнадцатое. Особенно сильно мы сдали свои позиции, когда произошла интеграция, когда влились пединститут, Балашовский филиал, колледжи. Они сильно изменили наши показатели, например, по количеству защищенных преподавателей. Мы хотим вернуть наши позиции, выглядеть презентабельно.

— Выделение новых факультетов тоже требует значительных финансовых затрат?

— Нет, это внутриуниверситетские кадровые перераспределения. Кроме того, после их создания мы надеемся на дополнительный прием студентов, поэтому университет даже выиграет от этого. У нас в плане есть еще одно, очень интересное направление: мы ведь не просто отпочковываем факультеты, мы создаем новые структуры. Например, выделился факультет нано— и био-медицинских технологий. Сейчас там большой конкурс, опережающий большинство специальностей. Затем мы объединяем его возможности с возможностями мехмата в институте механики, математики и процессов управления. То же самое будет с юриспруденцией, мы уже обсуждали с деканом истфака создание в будущем института истории права, который будет объединять два этих родственных направления. Может быть, в скором времени и журналистика настолько вырастет, что будет создан, а затем объединен под общей крышей с филфаком факультет журналистики. Таким образом, мы можем создавать европейский образец университета. Сейчас университет — это жесткая структура, состоящая из факультетов, а в западном вузе система более сложная, объединяющая родственные специальности, и только внутри них идет деление, напоминающее наши факультеты.

— А какую роль в процессе деления факультетов играет депутат Госдумы Володин? Почему вы упомянули, что это согласовывалось с ним?

— Это нельзя назвать согласованием. Вячеслав Викторович согласился быть председателем попечительского совета СГУ. Нам необходима обратная связь, подсказка, в каком направлении больше специалистов выпускать, в каком науку развивать. И две структуры, которые мы сейчас организуем — попечительский совет и ассоциация выпускников университета, как раз и будут нам в этом помогать. Вячеслав Викторович давно принимает участие в судьбе Саратовского университета. По его инициативе как депутата нам была оказана финансовая помощь из федерального бюджета, был построен десятый корпус, в этом году мы получили 95 млн. руб. бюджетных денег на завершение строительства 11 корпуса, 77 млн. руб на строительство 12 корпуса. Партия как политическая сила взяла шефство над университетом, в том числе и в организации программы празднования столетия. Для нас сейчас является главным развитие материальной базы. У нас нет оздоровительно-спортивного комплекса, не хватает учебных площадей, лабораторных корпусов, например для знаменитого ботанического сада. Нужно ремонтировать корпуса, общежитие №1.

— А в создании бюджетных мест, вам тоже помогает "Единая Россия"?

— Недавно на факультете журналистики была создана уникальная специализация телерадиожурналистики. Подобная есть только в Москве и Иркутске. Это уникальный проект, основанный на договоре, который мы подписали на ВГТРК. Но из-за того, что на факультете журналистики у нас было всего 19 мест бюджетных, мы начали набирать на внебюджетные и увидели, что люди хотят идти на эту специальность. Тогда Володин помог нам решить вопрос о выделении дополнительных бюджетных мест.

— Многим кажется противозаконной такая "дружба" университета с политической партией.

— Мы знаем закон, и даже, как говорил Остап Бендер, чтим и не занимаемся политической деятельностью, не собираемся создавать политическую ячейку внутри университета. Здесь речь идет о союзе с той политической силой, которая сейчас очень много делает для определения сути реформ. Партией создан экспертный совет по оценке реформы науки и образования, в который вошло 36 ведущих ученых России, во главе с сопредседателем академиком Садовничим и вице-президентом академии РАН Козловым. И почему бы нам как университету не сотрудничать с единороссами, если наши желания и стремления совпадают? К тому же, другие партии нам просто не предлагали помощь. Да, я единорос, но это ничего не значит, я, например, православный, ну и что?

— Это как раз заметно. В университетских залах проходят лекции и конференции, организованные епархиальным управлением, оборудована домовая церковь. Присутствия других традиционных конфессий как-то не заметно.

— Иудеев и мусульман у нас много и среди преподавателей, и среди студентов, но вопрос не в моей личной привязанности. Храм был здесь исторически, и если мы хотим ощущать себя императорским университетом, все его традиции нужно возрождать. Московский университет занялся этим уже десять лет назад, там был воссоздан храм святой Татьяны. Мы открыты для всех традиционных конфессий, но пока ни иудейская, ни мусульманская община ко мне не обращались.

— Мы живем в эпоху реформ, и высшего образования они тоже коснулись. Что вам как ректору из всего списка предлагаемых перемен кажется необходимым, а что — необоснованным на данном этапе?

— Что касается бакалавриата и магистратуры, это пока не более чем слухи. Я могу сказать только о неизбежных процессах. Первое — бюджет не может выдержать такого количества вузов. Если мы не хотим платить профессору ту нищенскую зарплату, которая есть сейчас, а хотя бы тысячу долларов, государству нужно расквалифицировать вузы по финансированию. В какой форме это будет сделано — как разная категорийность, как приватизация отдельных вузов, или еще как-то, это уже путь, по которому пойдет реформа, а направление одно — оптимизация количества вузов и выделение тех, которые будут финансироваться достойно. Это одно направление, второе — болонский процесс. Мы гордимся своей системой образования, но есть мировое образовательное пространство, которое живет по единым законам. Фактически мы уже влились в него, остались формальности. Между тем, в болонском процессе можно слепо стремиться к мировым образовательным стандартам, а можно приспособить свою систему так, чтобы она максимально сохранила свою уникальность и в то же время приобрела универсальность. Главное — реформировать нежно и любя.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25072005135132&oldnumber=307