"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (306) от 14 июля 2005 года

Сеть

Сомнительный лидер

Кирилл ПАНФИЛОВ

Существует два полюса отношения веб-дизайнеров к посетителям сайтов. Есть те, кто считает, что большинство пользователей умеет только переходить по ссылкам, а есть веб-дизайнеры, которые настолько уверены в уровне подготовки потенциальных посетителей, что последним приходится долго разбираться, где что на сайте. Однако слова "html" (эйч-ти-эм-эл) и "flash" (флэш) слышало большинство пользователей, и при появлении на главной странице двух этих надписей многие не задумываясь жмут на "флэш". Ибо в сознании большинства флэш представляется последним достижением дизайнерской мысли… И не беда, что потом приходится ожидать загрузки пары мегабайтов флэш-ролика вместо того, чтобы прочитать то же самое с помощью html, загрузив 100-150 килобайт.

У технологии флэш есть одно неоспоримое преимущество: уникальные возможности по созданию активных анимированных страниц, то есть страниц, реагирующих на действия пользователя, с различными эффектами, которых трудно или невозможно добиться с помощью других технологий: превращения, плавная анимация, динамическая загрузка текста и изображения, имитация случайных движений на сайте, загрузка звука и т. п.

Однако за всё надо платить. Существует, во-первых, несколько мелких неудобств, например невозможность управлять элементами сайта с помощью правой кнопки мыши (открыть ссылку в новом окне, сохранить нужные тексты и изображения), невозможность отследить адрес того или иного раздела сайта (потому что разделы загружаются не на отдельных страницах, а с помощью роликов на одной и той же странице), невозможность отключить загрузку изображений для экономии трафика, невозможность увеличить шрифт и отключить неудобное стилевое оформление… Самое же неприятное — что загрузки флэш-ролика на ином сайте дождаться нет никакой возможности: обычно это происходит оттого, что требуется предварительная загрузка свежей версии Flash Player'a, который и воспроизводит флэш в браузере. Последняя версия этого виртуального плеера — седьмая, а в браузеры 4-5 версий встроены более ранние версии Flash Player'a. Поэтому пользователь в наше суровое время должен быть подкованным и знать, что Windows с сопутствующими программами ему придется достраивать самому по кусочкам.

Компромиссов масса: многие веб-дизайнеры делают, как отмечалось, параллельные версии на флэш и на html, иногда на сайтах можно встретить сценарии, которые сами определяют, есть ли на компьютере пользователя нужная версия плеера (и есть ли плеер вообще), и в зависимости от этого загружают нужную версию сайта. Наиболее же оправданный подход, к сожалению, редко применяемый — когда сайт, содержащий флэш-вставки, использует "ветвление": при отсутствии плеера эти вставки просто заменяются фрагментами html-кода и другими технологиями.

При всех недостатках достоинства флэш очевидны, хотя, вопреки прогнозам, эта технология еще не скоро вытеснит обычный html-подход. Многие компании, разрабатывающие графические приложения, создают редакторы веб-графики с ориентацией на флэш. Признанный лидер — это Macromedia Flash, программа, благодаря которой флэш и появился на свет. Компания Corel создала альтернативу Corel R.A.V.E., а копания Adobe — программу LiveMotion. Большинство векторных и даже часть растровых редакторов позволяет сохранять результаты труда в формате swf (с таким расширением работают флэш-ролики). Кроме веб-сайтов, флэш позволяет создавать анимационные фильмы различной сложности и программы — например, оболочки для навигации по компьютерным компакт-дискам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18072005145757&oldnumber=306