"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (306) от 14 июля 2005 года

ХудСовет

Тревожный гул из глубины материи

Александр ДАВИДЕНКО

Саратовский художественный музей имени А. Радищева отметил свое 120-летие открытием нового замечательного выставочного зала, в котором сегодня разместились скульптуры известного польского мастера Станислава Хорно-Поплавского.

Все представленные произведения можно условно разделить на три основные группы: малоинтересные работы в традиционных формах, работы, исполненные под сильным влиянием архаических образцов и предельно минималистские (с точки зрения авторского вмешательства) природные материалы. Две последние представляют наибольший интерес.

В скульптурах Хорно-Поплавского нет внешнего динамизма, как нет и открытого действия. Их заменяет длящееся состояние, внутренняя экспрессия, отражающая драматизм не прошлого или настоящего, а самого существования. Материал, используемый мастером (полевой гранит), своей грубой фактурой способствует усилению впечатления. В еще не обработанных кусках уже чувствуется рвущийся наружу образ, который скульптор не пытается полностью освободить, а лишь делает его более зримым, более осязаемым.

Если говорить о предшественниках и современниках, в той или иной мере способствовавших проявлению характерных для Хорно-Поплавского черт, то необходимо прежде всего вспомнить о К. Бранкузи. Он не стремился имитировать внешние формы предметов, полагая, что реальна не эта оболочка, а только суть, поэтому его скульптуры чрезвычайно лаконичны, находятся в рамках формы природного материала, намека и его интерпретации (например, давно ставший классическим "Поцелуй"). В этом их творческие позиции совпадают. Но если К. Бранкузи пытался достичь (и достиг) формулической ясности и аскетической простоты, то у Хорно-Поплавского превалирует сознательно культивируемый элемент драматизации образа, создающий ощущение внутреннего напряжения. Можно сказать, что он радикализировал некоторые идеи своего старшего собрата по цеху, помимо этого, привнеся в них дух легкого эстетизма.

Есть нечто общее, что роднит творчество Хорно-Поплавского с его современником Г. Муром — оба увлечены природными материалами как одним из источников вдохновения. Г. Мур, при всей абстрактности форм, создает антропоморфные, по своей внутренней сущности, скульптуры, в то время как Хорно-Поплавский, при явно выраженном присутствии человеческого образа в его пластических конструкциях, старается уйти от внешней антропоморфности, следуя за естественными формами кусков гранита. Кроме того, работы первого чрезвычайно экстравертны, раскрыты навстречу зрителю, привлекая ясностью линий и тонкой игрой объемов. У Хорно-Поплавского скульптуры интровертны, замкнуты в себе, угрюмы, скованы давящими объемами камня, иногда производя впечатление стертых посмертных масок, отпечатков давно ушедших из жизни людей. Онтологически Г. Муру, скорее всего, ближе идеи космизма, в то время, как Хорно-Поплавский полностью погружен в сумеречный духовный мир человеческой личности, полной борьбы, противоречий, поисков истины и красоты.

Во многих работах Хорно-Поплавского чувствуется (не на уровне стилизации, а на уровне мышления) мощное влияние древней примитивной скульптуры и античности. Правда, эта любовь имеет свою специфику. Реализуются не классические эллинские и римские образцы в чистом или слегка модифицированном виде, а лишь прошедшие через процедуру "варваризации", в результате которой идеальные формы изуродованы временем, агрессивной средой и человеческим невежеством. Эта своеобразная "художественная некрофилия" как эстетическое чувство получило распространение в искусстве (в еще более радикальной форме она присутствует в прекрасной по колориту живописи Ж. Фотрие).

Наряду с великолепными образцами минималистской скульптуры, есть ряд работ, в которых упрощения и намек становятся самоцелью и образуется разрыв между художественным образом и методом, ставшим не творческим, а механическим. В подобных случаях возникает некоторая аналогия с ready made М. Дюшана, с той лишь разницей, что эпатажность заменена эстетизмом, а в качестве исходного материала для "творчества" использованы не бытовые предметы, а природные валуны.

Пластическая сдержанность, присущая скульптурам Хорно-Поплавского, дает большой простор для ассоциаций и трактовок, возможность реконструировать художественные образы, исходя из собственных представлений, знаний и фантазий. Удивляет умение полностью подчинить особенности материала для раскрытия идей, воплощаемых в камне. Он виртуозно использует "брутальную" фактуру иссеченного гранита для выявления трагических нот, создавая ощущение тревожного гула, идущего из глубин материи.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18072005145646&oldnumber=306