"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 27 (306) от 14 июля 2005 года

Дорожники требуют работы

Александр СВЕШНИКОВ

В самое ближайшее время около 300 работников ЗАО "Вольсктрансдорстрой", возглавляемого Хачиком Симоняном, могут пополнить ряды безработных. На самом предприятии в качестве главной причины драматической ситуации некоторые склонны видеть прежде всего политическую подоплеку — желание новой областной исполнительной власти довести до логического конца разрушение так называемого "клана Джлавяна".

Некоторые наблюдатели считают, что это личная месть председателя дорожного комитета А. Орлова своему предшественнику Геворгу Джлавяну. И это удивительно. Ведь именно он трудоустроил Орлова, сделав его своим заместителем, после того, как Орлов продал акции ОАО "Облагропромдорстрой".

По словам Симоняна, в областном комитете по дорожному строительству разрабатывалось несколько вариантов разрушения предприятия: "Сначала они хотели расторгнуть контракты с нами в связи с переименованием министерства. Но это незаконно, поскольку новое министерство — правопреемник старого. Тогда они пошли другим путем: ищут, где что-то плохо, приезжают, составляют акты, причем без нас. Они, видимо, ждут, что коллектив взорвется изнутри. А он, наоборот, сплотился. Коллектив возмущен тем, что работа есть, а отдают ее другим. На федеральных дорогах работают люди из Чебоксар, Самары, Тулы, Мордовии. Значит, налоги уходят из области. На территориальных дорогах работают из Саратова, Тепловки, Новых Бурас. А мы сидим и смотрим, как они работают".

ЗАО "Вольсктрансдорстрой" было создано три года назад. Центральная база в Вольске, филиал в Хвалынском районе и несколько дорожных участков в Вольском районе. До самого последнего времени предприятие успешно работало, занимаясь строительством, ремонтом и содержанием федеральных и территориальных дорог. Выполнение ежегодного объема работы — более 100 млн. рублей. В течение трех лет коллектив считается лучшим в районе. В начале 2005 года предприятие выиграло тендер и заключило новые контракты с комитетом. К весне отремонтировали технику и запасли материалы.

"Беда пришла 4 месяца назад, — рассказывает Хачик Размикович. — Комитет в одностороннем порядке разорвал с нами контракт, лишив предприятие объемов работы, а людей — средств к существованию. Говорят: у вас долг 500 тысяч, который мы вам дали авансом на приобретение материалов и ремонт. Как же мы его отработаем, если стоим? А комитет сам нам должен 2,5 млн. за неоплаченную работу. Так что получается, что должны не мы, а нам. Когда новый министр и председатель комитета Александр Орлов говорят, что есть деньги, но некому их осваивать, мы можем показать свою технику — 50 КАМАЗов и другая специальная техника стоят готовые, четыре асфальто-бетонных завода, два железнодорожных тупика, два речных причала. А комитет отдает работу другим предприятиям, которые опять же идут к нам — за асфальтом и т. д. Только что мы получили еще одно уведомление — о расторжении договора на содержание дорог Вольского и Хвалынского районов. Это последнее, что у нас было — на 13 млн рублей.".

Чтобы как-то поддержать и сохранить коллектив, создаваемый в течение трех лет, предприятие взяло кредит для погашения долга по зарплате. Но кредит кончится, и уже ничто не сможет помочь людям держаться на предприятии. Если в течение двух-трех месяцев не будет работы, а потом придет зима, — люди уйдут кто куда. Обращения к губернатору, уполномоченному по правам человека, прокурору остались без ответа. Хотя губернатор, когда был два месяца назад в Вольске, дал Орлову поручение в две недели разобраться и чтобы коллектив работал.

В последнее время предприятие замучили проверками. Что ищут — не совсем понятно, но у многих такое ощущение, что копают под Симоняна. По информации одного ответственного сотрудника Вольской администрации, г-н Орлов якобы сказал, что пока предприятием руководит Симонян, он ему работать не даст. Версию о намерении комитета снять с должности Симоняна в коллективе считают очень реальной. Один из ветеранов-дорожников рассказал корреспонденту: "Симонян виноват лишь в том, что заступил на должность при Джлавяне. Но эта политика переплетается с личными амбициями Орлова. Как только он пришел на должность при новом губернаторе, тут же прислал извещения о расторжении договоров. Разве это по-хозяйски? Другой пример: назначили торги на содержание и ремонт дорог, в этот день не провели, а про другой день нам не сказали".

Несмотря на молодость, Хачик Симонян давно снискал уважение тех, кто знает его не понаслышке, а по работе. Он — потомок тех армян, которые несколько десятилетий назад приезжали в качестве сезонных рабочих в нашу область строить дороги и животноводческие комплексы. Предки Хачика остались на саратовщине на постоянное жительство. А немногим более 10 лет назад к ним присоединились беженцы из Нагорного Карабаха. Так сложилась в нашей области армянская община, насчитывающая сегодня более 50 тыс. человек.

В 21 год Хачик Симонян возглавил "лежачий" колхоз в Барнуковке, сделал его сначала рентабельным, а потом вывел в передовые. Потом ему доверили руководить дорожными предприятиями в Саратове и Вольске, у него в подчинении было более тысячи человек. За хорошую работу он был удостоен почетного знака губернатора "Лучший дорожник области".

Будучи директором госпредприятия "Вольское дорожно-строительное управление", Хачик Симонян возглавил автотранспортное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками. Его усилиями в короткое время был открыт новый автовокзал с комнатой ожидания и столовой, где могут поесть как пассажиры, так и рабочие, обслуживающие автопарк. За три года ПАТП превратилось в мощное предприятие с технической базой, автомойкой и т. д.

5 июля коллектив "Вольсктрансдорстроя" ждал обещанной встречи с председателем дорожного комитета Александром Орловым. Не дождался. Спустя 4 часа после назначенного времени в Вольск приехал его первый заместитель Анатолий Уралев. Несмотря на задержку, зал был полон. Разговор получился жестким. Люди требовали объяснить причину, по которой они были лишены работы, и вернуть им возможность зарабатывать.

Официальную точку зрения на происходящее администрации района дал заместитель Анатолия Зубрицкого Владимир Субботкин: "Все эти три года коллектив работал профессионально. У вас мощная специализированная база и, главное, люди, которые на ней могут работать. Мы можем только просить, настаивать, жаловаться. Других прав у нас нет, потому что финансирует работы комитет. Мы ведем переговоры с комитетом, но перспективы этих переговоров не видим. Мнение администрации и главы: предприятие должно работать. Если его бросить, мы вместо него другого не найдем. Сегодня у них взяли последнее — работы по содержанию дорог. А это очень важно, потому что дороги старые. Люди недовольны, ругают власть. Теперь все зависит от решения комитета. Ему надо подойти к разрешению проблемы по-человечески и по-государственному".

Начало выступления Анатолия Уралева смахивало на плохо скроенную демагогию: "Мне непонятно, почему я должен вам сказать, будете ли вы работать. Вы — ЗАО. Кто должен бороться за то, чтобы предприятие работало? Руководитель. У вас были в прошлом году договора по федеральным дорогам. Почему их не стало? Либо вы не выиграли торги, либо что-то еще. А не выиграли, потому что плохо содержали дороги. Мы профинансировали вам содержание дорог на 50 процентов, а вы освоили 30 процентов".

И только в конце своего выступления Уралев назвал истинную, по его мнению, причину расторжения контрактов: "Вы должны отработать свои долги. Прежде чем разорвать контракт, мы сделали выверку всех ваших работ. Отрабатываете долги. Разорвали мы договор и по содержанию дорог, потому что качество у вас плохое, что ведет к происшествиям на дорогах. А долг в 2,5 млн. нужно адресовать предыдущему руководству комитета, а не Орлову".

Как заметил под занавес встречи заместитель гендироктора Георгий Малянда, подобные действия доркомитета в течение последних трех месяцев уже стали тенденцией. Плохой тенденцией. Расторгнуты договора с Ртищевским дорожным предприятием, а в Татищеве фактически доведено до разорения предприятие ЗАО "Губернские дороги", в спешном порядке было создано ООО "Простор", которое уже получило первый транш от комитета. Такая же картина на энгельсском ЗАО "Мосдорстрой", которое сегодня решает вопросы с комитетом в судебном порядке.

"Во время последних выборов в Госдуму дорожники работали днем и ночью, не жалея живота, работали на авторитет кандидата В. Володина — там подлатать, тут дорожку проложить избирателям, — заявил Георгий Малянда. — И он победил, да еще с каким отрывом. Выборы прошли, и что, дорожники уже не нужны? Им не надо помогать? Но впереди новые выборы, и повышать авторитет Володина мы не намерены. Долг платежом красен, уважаемый Вячеслав Викторович!"

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18072005145343&oldnumber=306