"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (304) от 30 июня 2005 года

Хочу в артисты!

Стать артистом или режиссёром можно, не уезжая из Саратова

Ирина КАБАНОВА

Творческие профессии всегда были привлекательны. Если конкурс на вполне земные факультеты типа мехмата или геологического остается в разумных пределах, то, к примеру, на актерское отделение он колеблется от 10 человек на место в Саратове до сотни и более, если речь о столичных вузах. Впрочем, о столице разговор особый — там другие масштабы, но и у нас, в Саратове, людям с тонкой душевной организацией есть куда податься.

Берем талант, добавляем труд…

Однажды Эльдару Рязанову пришло письмо, которое начиналось так: "Здравствуйте, уважаемый Э. Рязанов! Пишут вам трое девочек — Таня, Зина, Галя. Мы хотим поступить на актрису. Конечно, мы понимаем, что на актрису не так-то легко поступить. Мы постараемся поступить. Так, если можете, ответьте нам на несколько вопросов…"

Актерская профессия была, есть и будет популярной не только в силу того, что мы живем в медиа-обществе, дающем возможность любому стать звездой на час, но и по причине природной склонности человека к игре. Однако далеко не все желающие "поступить на актрису" отдают себе отчет в том, что это за профессия. Поэтому на приемную комиссию обрушивается лавина абитуриентов, из которых попадают в “святая святых” немногие.

В Саратовской консерватории актерский факультет появился в 1983 году, будучи преобразованным из театрального училища им. Слонова. Училище всегда славилось сильным педагогическим составом, саратовская театральная школа считалась сильнейшей среди провинциальных школ, оставляя далеко позади Ярославское, Свердловское, Горьковское училища. И по сей день уровень саратовского театрального вуза такой, каким не все московские вузы могут похвастаться. Среди знаменитых выпускников — Борис Андреев, Владимир Конкин, Олег Янковский, Евгений Миронов.

Декан факультета Наталия Петровна Горюнова рассказывает, что в течение предыдущих пяти лет был спад количества абитуриентов.

— Сейчас профессия актера вновь начинает обретать популярность, и у меня такое ощущение, что это происходит не за счет театра, а за счет сериалов — молодые люди хотят сниматься в кино. В самом деле, наши студенты получают большое количество приглашений от кинорежиссеров, но мы можем отпустить их только на серьезные роли в серьезные фильмы, о сериалах не может быть и речи.

Сегодня среди абитуриентов саратовского театрального 60 процентов тех, кто окончил школу. Остальные — это люди, которым понадобилось время, чтобы понять, чего они хотят в жизни, — юноши после армии, не первый год поступающие юноши и девушки — те, которые поездили по разным театральным вузам, в том числе и столичным. Конкурс у девушек от десяти до двадцати человек на место, у юношей поменьше — 3-4.

Кстати, об экзаменах

— Прежде всего, абитуриент должен приготовить стихотворение, прозу, басню, монолог. - говорит Наталия Петровна. - Позже комиссия может попросить станцевать и спеть, но главное - проясить те данные, которые необходимы для актера — открытость, тонкую нервную организацию, способность к сопереживанию . К сожалению, надо признать, что сейчас к нам приходят менее образованные абитуриенты. Получается, что отличники выбирают университеты, а к нам идут троечники.

Коллоквиум дает возможность выяснить общий уровень образования поступающих. Обычно спрашивают о том, что абитуриент читает, что знает о театре, просят перечислить видных театральных деятелей. С последними бывает туго, потому что комиссию интересует не Гоша Куценко, а Станиславский, который вовсе не работает "у нас в Драме", как полагают некоторые поступающие оригиналы. Но вот сбылась мечта — вы приняты. Что дальше? Дальше, как и в любом вузе, надо работать.

— Нам позволен большой процент отчислений — до 40 — за профнепригодность, — говорит Наталия Горюнова. — Но работой можно добиться очень многого. Талант, не подкрепленный работоспособностью, как правило, пропадает. А бывают очень средние данные у абитуриента, но при огромной работоспособности все это расцветает.

Подводные камни таланта

Что такое актерские данные? Прочитать стишок с выражением еще не означает быть артистом. Нужно включаться в материал, показывать, что понимаешь, о чем он, что ты сопереживаешь, что у тебя подвижная психика — кстати, так называемые "толстокожие" люди, которых трудно вывести из равновесия (что в обычной жизни — достоинство), вряд ли способны играть на сцене, потому что для этого нужно обладать легковозбудимостью, актеры — в хорошем смысле народ нервный. Однако, излишек этой "нервности" — уже недостаток. Педагог слоновского училища Владимир Федосеев рассказывал, как пришлось исключить необыкновенно талантливую девочку, которая в пылу исполнения роли дала такую пощечину партнеру, что у того потекла кровь из уха. Профнепригодность в данном случае — потеря внутреннего контроля над своими эмоциями в роли, когда актер забывает о том, что это — театр. Грань между искусством и жизнью очень тонка, но актер должен помнить о ней постоянно.

Наталия Горюнова признает, что сегодня театральное отделение консерватории выпускает намного более оснащенных в профессиональном плане артистов, чем 10-20 лет назад — движенческий, вокальный, методический комплекс они получают в большем объеме, чем было раньше, они лучше себя чувствуют на сцене, более свободно. Студенты имеют возможность играть дипломный спектакль в течение года или двух лет — раньше его играли один раз, на защите.

Сейчас среди студентов есть группа молодых французов, приехавших учиться по приглашению главного режиссера театра драмы Антона Кузнецова, который ведет курс на факультете. Это история особая: гораздо труднее учиться в стране с другим менталитетом, другими требованиями, да и сами они другие — более независимые, раскованные. С ними у педагогов возникают сложности: например, до них нельзя дотрагиваться руками, им нельзя делать замечания громким голосом — стиль воспитания на Западе, основанный на свободе личности, закладывает основу для иных отношений. Но ребятам приходится подстраиваться под наши нормы.

После окончания вуза молодые актеры попадают в руки судьбы и счастливого случая — они в этой профессии играют чуть ли не основную роль. В пору существования распределения актеры разъезжались по провинциальным театрам. Сегодня существует "театральная ярмарка", ежегодно проходящая в Курске, где можно выбрать город и театр на свое усмотрение. Однако желающие остаться в Саратове находят себе применение и здесь.

А кому-то сказочно везет. Например, во время одного из своих приездов в Саратов Олег Табаков побывал на спектакле студентов, отметил одного из начинающих актеров — Алексея Комашко и пригласил его в "Табакерку". Теперь у того уже 4 роли в московском театре, и он живет между Москвой и Саратовом, в поезде или самолете, поскольку и там, и здесь занят в спектаклях.

Абитуриенты обычно все видят в розовом свете, но когда начинают учиться, приходит понимание, что это огромный труд — с девяти до девяти изучать и шлифовать мастерство актера, погружаться в тайны режиссуры, сценографии, заниматься теорией и практикой сценречи, вокала, танца, грима… Все это интересно и необычно, но, как ни прискорбно, эта профессия не приносит большого дохода. И если уж подавать документы в театральный, то пусть это будет продиктовано не жаждой славы и денег, а невозможностью существовать без сцены, душевной потребностью быть в искусстве.

Будущие Станиславские

В ком-то "сидит" актер, но те, кто предпочел бы организовывать театральный процесс от начала до конца, могут направить свои стопы в Саратовское училище культуры. Там есть такие отделения, как постановка театральных представлений и театральное творчество, выпускающее режиссеров-педагогов и руководителей театральных коллективов. Экзамены сюда те же, что и на актерское отделение — творческий конкурс, коллоквиум, русский язык и литература. Экзаменаторы сразу видят "материал" — если человек творческий, с фантазией, если, показывая этюд, он верит в то, что делает, и у него нет страха выйти на площадку, он принят. Серьезными причинами для отказа принять на режиссерское отделение могут быть, как ни странно, плохая дикция или неправильное смыкание челюстей, голосовые недостатки, например несмыкание связок — "сиплый" голос. А еще — если глаза абитуриента ничего не выражают, то вряд ли вообще он пришел по адресу.

В училище культуры сильный педагогический состав. Но само оно является средне-специальным учебным заведением, так как, по аттестации училища, проведенной в прошлом году, материально-технической базы оказалось недостаточно, чтобы называться более высоким званием. Тем не менее училище дает очень хорошие базы и выпускает режиссеров, которые умеют делать все: ставить спектакли и проводить массовые мероприятия, писать сценарии, а также шумовые, музыкальные, световые партитуры. Для многих училище — стартовая площадка для дальнейшего обучения, выпускники едут повышать квалификацию в Самару, Москву, Санкт-Петербург.

Бытует мнение, что помогать надо бездарностям — талант сам пробьет себе дорогу. Может, для каких-то сфер это сгодится, но не для творческих профессий. В конечном итоге, расплачиваться придется зрителю.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5072005133007&oldnumber=304