"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 25 (304) от 30 июня 2005 года

У Саратова — новый Устав

Маргарита СПИРИЧЕВА

Во вторник городская дума приняла новый Устав Саратова. С нового года у нас будет два градоначальника: глава города (он же — председатель городской думы) и глава администрации города, нанятый служащий. На принятие Устава у депутатов ушло целых четыре часа.

Сначала с докладом выступил Виктор Марков, представивший проект документа, принятого профильной комиссией гордумы. Помимо основных положений (см. стр. 3 "Спор о прозрачности и двоевластии"), он сделал упор в том числе на том, что теперь будет ограничено число освобожденных депутатов — не больше пяти, а не сколько угодно, как сейчас. И контрольно-счетная палата будет органом города, а не городской думы, как сейчас, то есть сможет контролировать и администрацию. Прослушав доклад, депутаты засыпали Маркова вопросами: почему глава города избирается депутатами, а отзывается избирателями; почему в проекте для работников муниципалитета предусмотрено бесплатное пользование городским общественным транспортом — ведь у всех монетизация; почему срок контракта наемного главы администрации совпадает со сроком полномочий думы? И почему, наконец, в проект не включены поправки общественности? Оказалось, что отзыв — норма федерального законодательства; муниципалитет, несмотря на монетизацию, вправе устанавливать свои льготы, например для привлечения на работу; срок работы сити-менеджера, как еще называют главу администрации, установлен федеральным законом.

Часть депутатов (Турунтаев, Абрамова, Березин) стали настаивать на рассмотрении другого проекта Устава, предусматривающего прямые выборы мэра. Отчасти их поддержал и представитель регламентной группы депутат Макеенко. Однако, Марков утверждал, что порядок избрания главы администрации — лишь один из вопросов, а весь проект в целом содержит гораздо больше новаций, кардинально меняющих жизнь города. В результате, к нему прислушались, приняли проект за основу и начали обсуждение и принятие поправок.

Прежде всего, разразился спор, надо ли устраивать прямые выборы мэра или нет. Сторонников прямых выборов, можно сказать, переспорили: на их один аргумент, что надо дать сказать народу и что нанятый сити-менеджер будет исполнять волю депутатов, а не народа, сторониики двух глав выдвинули много возражений, что нынешний глава самоуправления уделяет большое внимание политике, а не хозяйственным вопросам, и прямые выборы продолжат эту линию; что в Башкирии на муниципальных выборах сплошные нарушения из-за использования административного ресурса; что система назначений позволит проводить в муниципальных образованиях региона единую политику и лучше разделить исполнительную и законодательную власть. Слово дали представителю общественности Ольге Пицуновой, которая заклеймила проект Устава как потенциально коррупционный. Но нынешний мэр Аксененко споры прекратил и предложил перейти собственно к поправкам.

Сначала без сучка прошли технические поправки, исправлявшие ошибки юристов при подготовке проекта. Среди них существенной была лишь одна — в городе устанавливается казначейское, более строгое исполнение бюджета. Включили в Устав и необходимость публикации объявлений не только о муниципальных конкурсах, но и об их победителях. Не добрала одного голоса поправка об избрании главы города (председателя думы) тайным голосованием. Не прошли также поправки, устанавливавшие обязанность депутата отчитываться перед избирателями не реже одного раза в год и изменяющие численность депутатов гордумы на 35 — остался, как и было в проекте, 41 депутат. И главное — не прошли изменения в статью, регулирующую, как именно будет избираться глава города. За прямые выборы проголосовало всего 4 депутата. Впрочем, перед голосованием слово взял мэр Аксененко и в довольно долгом выступлении настоятельно рекомендовал тщательно взвесить, "где больше вероятность ошибки выбрать квалифицированного менеджера".

Еще один существенный момент, внесенный в Устав, — норма, согласно которой "глава администрации ежегодно, не позже 1 марта, выступает с отчетом о выполнении своих полномочий". Остальная масса поправок носила или технический смысл, или предложения депутатов противоречили федеральному законодательству, которое, как выяснилось, поставило муниципалитеты в довольно жесткие рамки.

В результате, Устав в целом был принят 22 голосами, трое были против, и один воздержался.


Аксёненко предлагают уйти в отставку

Александр КРУТОВ

В последней декаде июня основной накал политической борьбы резко сместился из периферии, где последнее время перманентно наблюдались отставки глав районных администраций, в областной центр. Центральным скандалом недели стал фактический раскол депутатского корпуса Саратовской городской думы на сторонников и противников мэра Юрия Аксененко. Причем скандал этот случился накануне принятия нового Устава города.

Вечером 27 июня информационное агентство "Сар БК" разместило на своем сайте так называемое "Открытое письмо мэру Саратова Аксененко Ю.Н." от 20 депутатов Саратовской городской думы. "Поводом для написания данного письма явилась очередная информационная атака, предпринятая против мэрии", — утверждают авторы. Из дальнейшего текста письма можно узнать, что " некоторым политическим силам выгодна дестабилизация обстановки в городе" и что в Саратове "становится нехорошей традицией в преддверии крупных политических событий развязывание газетных войн и нагнетание нервозности среди жителей города". Каких-либо фактов в подтверждение этих утверждений в письме приведено не было. Неясно было и то, кого авторы считают "дестабилизирующими силами". Однако из сопровождающего эту публикацию комментария и. о. заместителя мэра Саратова Александра Мирошина вытекало, что поводом для информационного демарша думского большинства стало другое письмо депутатов Саратовской городской думы, призывающее мэра Аксененко к добровольной отставке.

Для получения информации из первых уст я посетил господина Мирошина на его новом рабочем месте. Однако оказалось, что Александр Константинович не только не располагает текстом послания оппонентов мэра, но даже не может назвать фамилии лиц, его подписавших. "Я прекрасно знаю, как организуются такие письма и подписи под ними",— заявил мне Мирошин и предложил в подарок… текст письма против мэра Аксененко образца 2002 года.

Сегодня же, по иронии судьбы и по долгу службы, Александр Константинович должен защищать Юрия Аксененко от нападок, аналогичных тем, которые практиковал он сам три года назад.

По информации, которой располагал Мирошин, нынешнее "антимэрское" послание также организовано высокопоставленными чиновниками областного правительства. В числе тех, кто подталкивал депутатов Саратовской городской думы к такому шагу, были названы руководитель аппарата губернатора Виктор Жданов и вице-губернатор Виктор Будылев. Правда, нынешнее обострение вокруг мэра Саратова имеет один существенный нюанс. В отличие от 2002 года, письмо с предложением Юрию Аксененко уйти в отставку до настоящего времени не опубликовано ни в одном СМИ. Утверждение о том, что в Саратове развязана газетная война, также пока что выглядит преждевременным.

Как сообщил "Богатею" депутат Виктор Марков, в настоящее время письмо к мэру с предложением о добровольном сложении полномочий подписали 9 человек. Помимо самого Маркова, данное обращение подписали депутаты Геннадий Кочетков, Василий Максимов, Юрий Музенко, Николай Колесников, Виктор Сафьянов, Олег Комаров, Игорь Ефремов и Александр Фролов. Инициатором сбора подписей под письмом против мэра Виктор Марков назвал своего коллегу-депутата, главного врача областной клинической больницы Василия Максимова. По словам Маркова, сбор подписей за отставку мэра Аксененко пока не завершен, и это является одной из основных причин, почему оно до сих пор не появилось в печати. Тем не менее уже отмечено два случая, когда один и тот же депутат подписался и за отставку мэра, и против "деструктивных политических сил и газетных войн". На такой нестандартный шаг решились депутаты Юрий Музенко и Геннадий Кочетков. Ответ мэра не заставил себя ждать. 27 июня Юрий Аксененко подписал постановление, согласно которому депутат Кочетков освобожден от должности генерального директора МУПП "Саратовгорэлекторотранс" по инициативе работодателя — муниципального образования.


Выпускники остались без дипломов

Елена НАЛИМОВА

28 июня у 10 корпуса Саратовского госуниверситета прошел митинг студентов факультета социально-гуманитарных наук. Плакаты, которые держали в руках молодые люди, гласили: "ФГСН — един и неделим" и "Долгов наш декан".

По словам демонстрантов, их вынудил на эту крайнюю меру вопиющий факт — выпускники факультета до сих пор не получили дипломов. По слухам, циркулирующим в студенческой среде, дипломы, возможно, выдадут лишь в сентябре, а сам факультет расформируют, разделив на несколько специальностей.

Однако с точки зрения руководства университета прецедент выглядит иначе. Как объяснил корреспонденту "Богатея" проректор по безопасности СГУ Михаил Лямин, начало этой истории следует искать в 2003 году, когда в университете произошла смена ректора.

Виктор Долгов, бывший тогда деканом ФГСН, оказался среди ближайших сторонников нового ректора и был назначен первым проректором по учебной работе. Через некоторое время руководство решило, что Долгов не справляется с обязанностями, и он вернулся на факультет. В преддверии государственной аттестации университета, которая пройдет в следующем году, было решено провести предварительную внутриведомственную проверку всех факультетов. В поле зрения внутриведомственной комиссии попали два факультета — ФГСН и геологический. В ходе проверки документооборота выяснилось, что в работе факультета социально-гуманитарных наук имеется много недочетов. Причем некоторые из них, как считают члены комиссии, попахивают коррупцией. Так, из 25 студентов, получивших дипломы в 2003-2004 годах, 17 человек имеют неликвидированные задолженности, некоторые студенты безосновательно получали социальные стипендии, в этом году к сдаче госэкзаменов было допущено 30 студентов, имеющих неликвидированные задолженности. Встал вопрос об отзыве дипломов. Администрация университета обратилась в областную прокуратуру с просьбой провести проверку для юридической оценки действий декана ФГСН. Митинг 28 июня, по мнению проректора по безопасности, явился кульминацией противостояния руководства, недовольного работой декана, и Долгова, заручившегося поддержкой студентов. Долгова подозревают даже в том, что он, будучи политологом, со знанием дела подготовил общественное мнение — среди студентов факультета были распущены неправдоподобные слухи.

Сам Долгов считает, что результаты проверки — не более чем манипуляция с целью выжить его из университета. Так это или нет, но с точки зрения студентов ситуация действительно выглядит малоприятно, задержка дипломов на фоне слухов о расформировании факультета и популярных сейчас разговоров о реформе высшего образования внушает выпускникам серьезные опасения: получат ли они вообще документ об окончании вуза, если будет уничтожена сама специальность, по которой они учились?

Первый проректор Ирина Иванюшина заверила меня, что даже в случае расформирования факультета ни одна из ныне существующих специальностей не будет закрыта на "полпути", все поступившие получат соответствующие дипломы. Ирина Юрьевна удивлялась, почему студентов так взволновали внутренние административные проблемы вуза. По ее словам, никто из руководства не верил, что на митинг придет столько человек. Но студенты, собравшиеся у входа в главный корпус, настаивали: "Руки прочь от ФГСН!". Таня, выпускница этого года, обрисовала происходящее так: всему виной — зависть руководства к силе и богатству факультета, на счету которого множество грантов. Татьяна сравнила нынешнюю ситуацию с недавним расформированием физфака, от которого был "отпочкован" новый факультет, что отрицательно отразилось на работе физфака, привело к потере научного потенциала.

На переговоры со студентами вышли первый проректор, проректор по безопасности, советник ректора и отдел режима и охраны в полном составе. Парламентеры защищали основные позиции руководства: расформирование факультета — естественный процесс, и Долгов должен уйти, иначе, если нарушения не будут исправлены, после аттестации будет расформирован весь вуз. Но ответа на главный вопрос — когда будут выданы дипломы — выпускники так и не получили. Ведомости до сих пор проверяются.


За ИКЕА придут другие

Через полтора года под Саратовом откроется торговый комплекс "ИКЕА"

Маргарита СПИРИЧЕВА

Вчера в Белом зале правительства области было подписано соглашение о намерениях с международной компанией "ИКЕА". Речь идет об инвестициях в размере порядка 3 миллиардов рублей в строительство торгово-развлекательного комплекса "Мега" и создание 2500 рабочих мест. Срок реализации этого проекта — 18 месяцев, начало строительства намечено на второе полугодие этого года. Располагаться центр будет с правой стороны объездной дороги у развязки в районе села Пристанное.

"Мега" — это многофункциональный торговый центр международного класса. Кроме магазина самой "ИКЕА" (мебель и другие товары для дома), в типовой проект обычно входит большой магазин по продаже стройматериалов, товаров для дома и сада, магазин аудио- и видеотехники и галерея бутиков плюс банковские услуги, кафе и рестораны, автозаправка. На процедуре подписания Павел Ипатов поделился своими впечатлениями от посещения одного из московских "МЕГА", а Карл-Горан Инберг, менеджер регионального проекта ООО "ИКЕА-МОС", выразил надежду, что вскоре губернатору будет легче совершать покупки. Строения занимают примерно одну треть от общей территории (обычно 30-40 га, у нас шла речь о 57 га), остальное — парковка и ландшафтный декор. Торговые площади составят порядка 140 тысяч квадратных метров. Приход в область "ИКЕА" наряду с "Макдональдсом" и продуктовым гипермаркетом ("Рамстор", "Ашан", "Метро", любой другой) — хорошее свидетельство в пользу инвестиционной привлекательности области.

Правительство области озабочено не только инвестиционной привлекательностью, но и увеличением доходной части бюджета. Поэтому соглашение с "ИКЕА" предусматривает регистрацию в области и будущего торгового предприятия, и дирекции по строительству комплекса. Кроме того, в торговом комплексе будет продаваться и мебель саратовских мебельных предприятий, т.е. проблем с тем, чтобы купить двухъярусную кровать, стол или диван местного производства, не будет. Комплектующие для мебели по дизайнам фирмы уже производятся в нашей области. Господин Инберг заявил, что политика его фирмы заключается в том, чтобы как можно больше товаров производить на территории России (60 процентов их идет на экспорт), и подтвердил, что поиск производителей продолжается. И, как заявил и. о. зампреда правительства Андрей Новицкий, всем потенциальным саратовским поставщикам уже разосланы соответствующие анкеты.

Само правительство взяло на себя перевод земель из сельскохозяйственных в промышленные. Как подтвердил Новицкий, все права на землю находятся у гражданки Трофимовой, и, насколько ему известно, между ней и "ИКЕА" существует полное взаимопонимание. Напомним, осенью прошлого года возник конфликт именно по поводу изъятия этих земель из сельскохозяйственного оборота. По Земельному кодексу, иностранная фирма этим заниматься не может. Прокуратура области установила, что 10 участков по 5 и 7 га, принадлежавшие кооперативу "Аграрник", были скуплены госпожой Трофимовой и выделены в натуре в интересующем "ИКЕА" месте. Потом возникла путаница с распоряжениями бывшего губернатора (см. "Богатей" № 40 за прошлый год), и прокуратура подала иск об отмене этих распоряжений, что ей удалось. Теперь вся процедура проделана в соответствии с законом и вопросов у прокуратуры не вызывает.

Между прочим, Андрей Новицкий сообщил, что на прошлой неделе совместно с администрацией города правительство области обсуждало появление у нас гипермаркета "Метро". Ему планируют выделить землю в Усть-Курдюмском направлении, в поселке Юбилейный. А на август намечено заседание правительства, на котором должен быть рассмотрен перечень генеральных инвесторов и стратегически значимых проектов для области. Между прочим, в опережающей нас по инвестиционной привлекательности Самаре "ИКЕА" появится позже — там даже соглашение еще не подписано.


Абрамову заставили уйти

Александр КРУТОВ

28 июня в помещении штаб-квартиры саратовского отделения партии "Родина" состоялась пресс-конференция Татьяны Абрамовой, накануне ушедшей в отставку с поста руководителя комитета по экономике администрации Саратова.

В чиновничьих кругах ходили слухи, что Татьяна Абрамова регулярно "подпитывала" своей информацией прокуратуру Саратова. Не без участия Татьяны Викторовны нескольким чиновникам мэрии (и отнюдь не самым худшим) в ранге руководителей комитетов и управлений пришлось оставить свои посты. А над рядом депутатов Саратовской городской думы с ее подачи вплотную нависла угроза уголовного преследования.

Конфликт Татьяны Абрамовой с депутатом городской думы Александром Фроловым имеет длительную историю. Причину этого конфликта, по-видимому, следует искать в столкновении коммерческих интересов вокруг строительство ФОКа в микрорайоне Юбилейный. Изначально проектирование этого объекта осуществляло ЗАО НПФ "Авангард-Ф", учредителем которой являлся депутат Фролов. Однако в результате конкурса на размещение муниципального заказа на строительство этого объекта генеральным подрядчиком стало ООО "Сароблстрой". Процесс оттеснения "фроловской" фирмы от муниципального заказа сопровождался усилением внимания к деятельности "Авангарда-Ф" прокуратуры Саратова.

Развязка этого вялотекущего конфликта наступила 21 июня. В этот день на заседании Саратовской городской думы Александр Фролов подверг жесткой критике деятельность комитета по экономике. Из выступления депутата следовало, что "ООО "Сароблстрой" представило фиктивные документы на участие в конкурсе и своими действиями сорвало работу по строительству ФОКа, не рассчиталось с субподрядчиками, присвоив 4 млн. бюджетных денег". В настоящее время правоохранительные органы пытаются установить местонахождение фирмы "Сароблстрой" и ее директора Василия Ткачева, поскольку по адресам, указанным в материалах конкурсной комиссии, их найти не удалось. Рассказывая об этих фактах, депутат Фролов сослался на результаты проверки Волжского РУВД. В его выступлении были приведены и другие разительные факты финансовых махинаций на ниве муниципального заказа и злоупотреблений с жильем, которое городская администрация должна была получить под обременение выделенных строительным фирмам земельных участков.

Выступление Фролова имело большой общественный резонанс и стало отправной точкой для ряда публикаций в прессе. На состоявшемся следом заседании бюджетно-финансовой комиссии было принято решение внести в повестку ближайшего заседания городской думы вопрос о соответствии Татьяны Абрамовой занимаемой должности. Очевидно, что публичное обсуждение этого вопроса на городской думе имело все шансы перерасти в дискуссию о коррупции в мэрии Саратова. Естественно, что Юрий Аксененко допустить этого не мог. Мэр пригласил Татьяну Викторовну и, объяснив ей ситуацию, предложил написать заявление "по собственному желанию". После этого вопрос о соответствии руководителя комитета по экономике занимаемой должности был исключен из думской повестки как утративший актуальность.

Правда, на своей пресс-конференции Татьяна Абрамова объяснила причину своего увольнения личной инициативой. Как и следовало ожидать, было сказано много нелестных слов в адрес депутата Фролова, однако мэра Татьяна Викторовна предпочла не задевать. Она даже объявила журналистам, что по просьбе Юрия Николаевича во время предшествующего увольнению отпуска будет продолжать курировать судебный процесс, который мэрия Саратова ведет по ее инициативе с "Саратовэнерго". Новое место работы Татьяны Абрамовой, скорее всего, будет связано с одним из проектов по усилению инвестиционной привлекательности Саратова, которым она начала заниматься на посту руководителя городского комитета по экономике.


На работу в правительство требуются…

М. СПИРИЧЕВА

В пятницу в открытом режиме в правительстве области было продемонстрировано прохождение конкурса на занятие вакантных мест в одном из министерств. Предлагались вакансии начальника отдела, консультантов и главных специалистов для комитета по управлению имуществом области — всего семь мест. После сбора документов претендентов оказалось 19 человек, которые и пришли в минувшую пятницу на психологическое тестирование.

Как рассказал консультант отдела организации государственной и гражданской службы управления кадровой политики правительства области Николай Терентьев, претендентам надо пройти несколько этапов тестирования. Личные качества будущих сотрудников выявляются по трем методикам: выявление стиля саморегулирования поведения, изучение механизма психологической защиты и уровня общественного развития. После этого — компьютерное тестирование на знание законодательства и тестирование профессиональных навыков. Поскольку в данном случае набирали юридические специальности, то от претендентов требовалось знание нормативных документов и языковая грамотность при написании документов. Во вторник, 28 июня, конкурсная комиссия по результатам всех тестирований приняла решение, кто именно из кандидатов больше подходит для работы в правительстве.

По словам Терентьева, личные качества более важны, чем профессиональные навыки, ведь переделать характер нельзя, а научить можно почти всему.

Надо сказать, что хотя подобный метод отбора используется в правительстве уже три года, но только с февраля этого года стали обращать внимание на профессиональные навыки. Раньше отбор шел только по личным качествам. Подобный метод подбора персонала используется только для поиска специалистов, обеспечивающих работу правительства, на так называемые "старшие" должности. На "главные" должности назначает губернатор, а на "младшие" находят сотрудников сами руководители. Впрочем, сейчас, например, объявлен конкурс на замещение должности заместителя министра транспорта, принимаются документы от всех желающих.


Спор о прозрачности и двоевластии

Владимир ГОРБАЧЁВ

Надо признать, что депутаты городской думы, готовившие новый Устав Саратова, не горели желанием познакомить горожан с предметом своих забот. До момента, когда Устав был принят, саратовцы лишь однажды имели возможность вмешаться в этот процесс. Это произошло за 4 дня до принятия Устава, на общественных слушаниях в городской администрации 24 июня.

Комната, где проходило обсуждение, была до отказа забита представителями партий и общественных объединений, депутатами городской и областной дум, журналистами. Так что интерес у общественности был; почему же не дали возможности высказать свои мнения и предложения раньше, когда еще можно было что-то изменить? На этот вопрос руководитель комитета по связям с общественностью мэрии Борис Игудин, ведший заседание, ответил, что проект Устава, дескать, все время менялся, окончательный вариант появился только сейчас. Славная логика, ничего не скажешь: если строго ей следовать, вообще никакого обсуждения не надо было устраивать — ведь самый последний вариант (то есть Устав) появился только позавчера. Но какой смысл его обсуждать?

Председатель комиссии по местному самоуправлению Виктор Марков рассказал о главных новшествах нового Устава: 41 депутат вместо 31, расширились их полномочия (согласовывают всех замов главы, глав районов и главного архитектора), статья об отзыве депутатов… Но основное, конечно, — разделение полномочий нынешнего мэра между главой города и главой администрации и участие области в назначении последнего.

Обсуждение было бурным; большинство принявших в нем участие требовали внести в Устав существенные поправки или вообще отправить его на доработку. Основные претензии сводились к следующему:

— нет прямых выборов главы самоуправления населением;

— недостаточно обеспечено участие населения в осуществлении самоуправления;

— в Устав заложен конфликт между двумя главами;

— городская власть будет недостаточно прозрачной и подотчетной для депутатов и населения.

Большую часть претензий к Уставу сформулировал председатель правозащитного центра "Солидарность" Александр Никитин (они изложены им в статье в прошлом номере нашей газеты). Никитин считал необходимым присутствие в Уставе пункта, согласно которому хотя бы раз в год глава города и глава администрации отчитывались перед населением (скажем, в рамках таких же слушаний или городского собрания) и депутатами и их отчеты получали оценку. Кроме того, должны быть предусмотрены случаи, когда глава администрации должен уйти в отставку: например, если его отчет получит отрицательную оценку, или в случае конфликта с главой города. "В городе не должно быть двухглавия, — заявил Никитин. — Мы делегируем через депутатов полномочия главе города, а не техническому директору, главе администрации". А отчет последнего по бюджету должен быть подробным, до каждого истраченного рубля, и счетная палата должна проводить сплошную, а не выборочную проверку исполнения бюджета.

Секретарь облдумы Вячеслав Мальцев пошел еще дальше и потребовал от главы администрации если не еженедельного, то, по крайней мере, ежеквартального подробного отчета. Но главный упор Мальцев и выступивший за ним депутат облдумы Алексей Полещиков сделали на отказе от прямых выборов мэра. В противовес Маркову, провозгласившему, что мэр (или, по-новому, глава администрации) должен быть прежде всего хозяйственником, Мальцев заявил, что "руководить городом может только политик". А Полещиков заявил, что "два руководителя не смогут руководить городом. Это будет почище конфликта мэра и губернатора". (Можно вспомнить, что обоих депутатов молва причисляла к основным претендентам на пост мэра — случись его прямые выборы).

Ольге Пицуновой (союз "Гражданское действие") внушило подозрения участие областной власти в назначении главы администрации: "Областная власть хочет захватить местное самоуправление". Отверг новый Устав и выступивший от имени городской организации КПРФ Геннадий Турунтаев. Однозначно поддержал новый проект, пожалуй, только депутат гордумы С. Папуша. А депутат и директор "Водоканала" Лариса Абрамова попыталась успокоить критически настроенных собравшихся: "Не надо делать катастрофы, дума впереди". Она предложила вносить поправки, заверив, что депутаты все их рассмотрят. Теперь мы знаем, насколько были учтены замечания и предложения участников обсуждения.

Нужно отметить, что обсуждение происходило в отсутствие главного действующего лица городского самоуправления: в начале заседания было заявлено, что "мэр задержался в правительстве, но скоро прибудет", однако Юрий Аксененко так и не появился. Между тем, упреки в его адрес звучали постоянно ("этот Устав писался под одного человека", "за 9 лет мэр так ни разу и не отчитался перед депутатами и населением", "половина городского бюджета разворовывается"). Что ж, известно, что открытым столкновениям с оппонентами и публичной защите своей позиции господин Аксененко предпочитает другие методы борьбы за власть.


Суд да дело

Вампир с улицы Огородной

Александр КРУТОВ

22 апреля 2005 года судья Заводского районного суда Саратова Т. Волкова при государственном обвинителе Д. Степанове вынесла приговор безработному Александру Грачеву, обвинявшемуся по ч. 2 ст. 131 и ч. 2 ст. 132 УК РФ — изнасилование и насильственные действия сексуального характера, соединенные с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшей. В случае с Грачевым наш интерес вызывает одна примечательная особенность совершенных им преступлений. Перед тем, как вступить в сексуальную связь со своей жертвой, насильник кухонным ножом сделал надрез на шее женщины и "подкрепился" ее кровью. Используя терминологию австрийского судебного врача-психиатра Р. Краффт-Эбинга, здесь мы имеем типичный случай сексуального "подкалывателя женщин". Различные вариации этого сексуального извращения были довольно подробно описаны в его монографии "Половая психопатия: клинико-судебно-медицинский этюд", вышедшей в Петербурге в начале ХХ века. Но, как сообщил мне помощник прокурора Заводского района Андрей Склемин, обвинению так и не удалось убедить суд в том, что "вампиризм" Грачева есть разновидность сексуальных действий.

Фабула совершенного преступления довольно проста. В начале ноября 2004 года Грачев, изредка подрабатывавший грузчиком в фирме "Садко", познакомился с продавщицей бытовой химии Юлей К., торговавшей на рынке около стадиона "Волга". Примерно через неделю после того мимолетного знакомства Грачев решил продолжить отношения и 14 ноября 2004 года посетил Юлю на ее рабочем месте в разгар рабочего дня. В качестве средства для продолжения знакомства Грачев прихватил с собой полуторалитровую бутылку пива, которую распил вместе с новой подругой. Через некоторое время к Юле подошла ее знакомая и коллега по торговле на рынке Люба Ш., которая в тот роковой день была выходная. Александр сбегал за "добавкой" и возлияния продолжились втроем.

Довольно быстро не лишенная привлекательности 42-летняя Люба сумела перехватить инициативу и обратить на себя внимание кавалера, которого видела первый раз в жизни. На следствии Грачев утверждал, что Люба практически на глазах у Юли стала "липнуть" к нему и даже предпринимала попытки поцеловаться. Поскольку Люба жила на квартире вместе с двумя сыновьями, то Грачев пригласил новую знакомую к себе домой на ул. Огородную. По дороге наши герои прикупили и начали распивать литровую бутыль спирта.

Придя домой к Грачеву, новые знакомые выпили еще по 150 граммов спирта, после чего Люба стала замечать, что с Александром творится что-то неладное. Ни с того, ни с сего Грачев "нанес Ш. не менее 2 ударов своей головой в область головы и не менее 5 ударов ногами по телу". После этой "прелюдии" кавалер пообещал убить свою новую знакомую, а ее тело разрезать на куски и скормить крысам. После непродолжительной дискуссии был найден компромисс: мужчина был бы вполне удовлетворен, если бы ему удалось разрезать шею своей новой знакомой и напиться ее крови. В свою очередь Люба предложила "кавалеру” в качестве места для пореза не шею, а руку. При этом она пообещала даже сама ее разрезать, однако страх оказался сильнее. Женщина так и не смогла порезать свою руку, и тогда хозяин дома кухонным ножом сам сделал ей порез на шее и напился-таки крови. Затем Грачев отвел Любу к себе в спальню, дважды совершил с ней сексуальный акт и заснул. Видя это, Люба попыталась тихонько выскользнуть из квартиры, но это ей не удалось. Пока женщина возилась с замком, ее мучитель проснулся и снова бросился к своей жертве. Люба получила еще несколько ударов, но успела схватить со стола светильник и "приголубить" им хозяина по голове. Из образовавшейся раны брызнула кровь, вид которой немного успокоил Грачева. Он прилег на кровать и опять заснул.

Проспавшись, утром следующего дня "вампир" продолжил свои сексуальные шалости, занявшись с жертвой оральным и анальным сексом (впрочем, последнее ему не удалось).

Согласно показаниям матери Грачева, ее сын в детстве был признан олигофреном. Болезнь, как она считает, передалась по наследству, так как ее муж и отец мужа "были такими же по поведению и характеру". Школу в детстве Грачев не посещал, так как диагноз "олигофрения в степени легкой дебильности" закрыл перед ним двери даже учебного заведения для умственно отсталых. В подростковом возрасте будущий саратовский "вампир" несколько раз лежал в психиатрической больнице. По признанию матери Грачева, ее сын часто употребляет спиртное и в состоянии алкогольного опьянения ведет себя агрессивно, имеет склонность к насилию. Ранее Грачев уже пять раз привлекался к уголовной ответственности, проведя в местах лишения свободы в общей сложности 19,5 лет. Причем большинство совершенных им преступлений были связаны с насилием. В 1986 и 1990 годах Грачева судили за умышленное нанесение тяжких телесных повреждений. А в 1996 году наш герой получил 7 лет лишения свободы с содержанием в колонии особого режима за жестокое избиение своей сожительницы, в результате которого она скончалась.

Приговором Заводского районного суда Саратова Александр Грачев был признан виновным по большинству предъявленных обвинений и ему было назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы.


Хочу в артисты!

Стать артистом или режиссёром можно, не уезжая из Саратова

Ирина КАБАНОВА

Творческие профессии всегда были привлекательны. Если конкурс на вполне земные факультеты типа мехмата или геологического остается в разумных пределах, то, к примеру, на актерское отделение он колеблется от 10 человек на место в Саратове до сотни и более, если речь о столичных вузах. Впрочем, о столице разговор особый — там другие масштабы, но и у нас, в Саратове, людям с тонкой душевной организацией есть куда податься.

Берем талант, добавляем труд…

Однажды Эльдару Рязанову пришло письмо, которое начиналось так: "Здравствуйте, уважаемый Э. Рязанов! Пишут вам трое девочек — Таня, Зина, Галя. Мы хотим поступить на актрису. Конечно, мы понимаем, что на актрису не так-то легко поступить. Мы постараемся поступить. Так, если можете, ответьте нам на несколько вопросов…"

Актерская профессия была, есть и будет популярной не только в силу того, что мы живем в медиа-обществе, дающем возможность любому стать звездой на час, но и по причине природной склонности человека к игре. Однако далеко не все желающие "поступить на актрису" отдают себе отчет в том, что это за профессия. Поэтому на приемную комиссию обрушивается лавина абитуриентов, из которых попадают в “святая святых” немногие.

В Саратовской консерватории актерский факультет появился в 1983 году, будучи преобразованным из театрального училища им. Слонова. Училище всегда славилось сильным педагогическим составом, саратовская театральная школа считалась сильнейшей среди провинциальных школ, оставляя далеко позади Ярославское, Свердловское, Горьковское училища. И по сей день уровень саратовского театрального вуза такой, каким не все московские вузы могут похвастаться. Среди знаменитых выпускников — Борис Андреев, Владимир Конкин, Олег Янковский, Евгений Миронов.

Декан факультета Наталия Петровна Горюнова рассказывает, что в течение предыдущих пяти лет был спад количества абитуриентов.

— Сейчас профессия актера вновь начинает обретать популярность, и у меня такое ощущение, что это происходит не за счет театра, а за счет сериалов — молодые люди хотят сниматься в кино. В самом деле, наши студенты получают большое количество приглашений от кинорежиссеров, но мы можем отпустить их только на серьезные роли в серьезные фильмы, о сериалах не может быть и речи.

Сегодня среди абитуриентов саратовского театрального 60 процентов тех, кто окончил школу. Остальные — это люди, которым понадобилось время, чтобы понять, чего они хотят в жизни, — юноши после армии, не первый год поступающие юноши и девушки — те, которые поездили по разным театральным вузам, в том числе и столичным. Конкурс у девушек от десяти до двадцати человек на место, у юношей поменьше — 3-4.

Кстати, об экзаменах

— Прежде всего, абитуриент должен приготовить стихотворение, прозу, басню, монолог. - говорит Наталия Петровна. - Позже комиссия может попросить станцевать и спеть, но главное - проясить те данные, которые необходимы для актера — открытость, тонкую нервную организацию, способность к сопереживанию . К сожалению, надо признать, что сейчас к нам приходят менее образованные абитуриенты. Получается, что отличники выбирают университеты, а к нам идут троечники.

Коллоквиум дает возможность выяснить общий уровень образования поступающих. Обычно спрашивают о том, что абитуриент читает, что знает о театре, просят перечислить видных театральных деятелей. С последними бывает туго, потому что комиссию интересует не Гоша Куценко, а Станиславский, который вовсе не работает "у нас в Драме", как полагают некоторые поступающие оригиналы. Но вот сбылась мечта — вы приняты. Что дальше? Дальше, как и в любом вузе, надо работать.

— Нам позволен большой процент отчислений — до 40 — за профнепригодность, — говорит Наталия Горюнова. — Но работой можно добиться очень многого. Талант, не подкрепленный работоспособностью, как правило, пропадает. А бывают очень средние данные у абитуриента, но при огромной работоспособности все это расцветает.

Подводные камни таланта

Что такое актерские данные? Прочитать стишок с выражением еще не означает быть артистом. Нужно включаться в материал, показывать, что понимаешь, о чем он, что ты сопереживаешь, что у тебя подвижная психика — кстати, так называемые "толстокожие" люди, которых трудно вывести из равновесия (что в обычной жизни — достоинство), вряд ли способны играть на сцене, потому что для этого нужно обладать легковозбудимостью, актеры — в хорошем смысле народ нервный. Однако, излишек этой "нервности" — уже недостаток. Педагог слоновского училища Владимир Федосеев рассказывал, как пришлось исключить необыкновенно талантливую девочку, которая в пылу исполнения роли дала такую пощечину партнеру, что у того потекла кровь из уха. Профнепригодность в данном случае — потеря внутреннего контроля над своими эмоциями в роли, когда актер забывает о том, что это — театр. Грань между искусством и жизнью очень тонка, но актер должен помнить о ней постоянно.

Наталия Горюнова признает, что сегодня театральное отделение консерватории выпускает намного более оснащенных в профессиональном плане артистов, чем 10-20 лет назад — движенческий, вокальный, методический комплекс они получают в большем объеме, чем было раньше, они лучше себя чувствуют на сцене, более свободно. Студенты имеют возможность играть дипломный спектакль в течение года или двух лет — раньше его играли один раз, на защите.

Сейчас среди студентов есть группа молодых французов, приехавших учиться по приглашению главного режиссера театра драмы Антона Кузнецова, который ведет курс на факультете. Это история особая: гораздо труднее учиться в стране с другим менталитетом, другими требованиями, да и сами они другие — более независимые, раскованные. С ними у педагогов возникают сложности: например, до них нельзя дотрагиваться руками, им нельзя делать замечания громким голосом — стиль воспитания на Западе, основанный на свободе личности, закладывает основу для иных отношений. Но ребятам приходится подстраиваться под наши нормы.

После окончания вуза молодые актеры попадают в руки судьбы и счастливого случая — они в этой профессии играют чуть ли не основную роль. В пору существования распределения актеры разъезжались по провинциальным театрам. Сегодня существует "театральная ярмарка", ежегодно проходящая в Курске, где можно выбрать город и театр на свое усмотрение. Однако желающие остаться в Саратове находят себе применение и здесь.

А кому-то сказочно везет. Например, во время одного из своих приездов в Саратов Олег Табаков побывал на спектакле студентов, отметил одного из начинающих актеров — Алексея Комашко и пригласил его в "Табакерку". Теперь у того уже 4 роли в московском театре, и он живет между Москвой и Саратовом, в поезде или самолете, поскольку и там, и здесь занят в спектаклях.

Абитуриенты обычно все видят в розовом свете, но когда начинают учиться, приходит понимание, что это огромный труд — с девяти до девяти изучать и шлифовать мастерство актера, погружаться в тайны режиссуры, сценографии, заниматься теорией и практикой сценречи, вокала, танца, грима… Все это интересно и необычно, но, как ни прискорбно, эта профессия не приносит большого дохода. И если уж подавать документы в театральный, то пусть это будет продиктовано не жаждой славы и денег, а невозможностью существовать без сцены, душевной потребностью быть в искусстве.

Будущие Станиславские

В ком-то "сидит" актер, но те, кто предпочел бы организовывать театральный процесс от начала до конца, могут направить свои стопы в Саратовское училище культуры. Там есть такие отделения, как постановка театральных представлений и театральное творчество, выпускающее режиссеров-педагогов и руководителей театральных коллективов. Экзамены сюда те же, что и на актерское отделение — творческий конкурс, коллоквиум, русский язык и литература. Экзаменаторы сразу видят "материал" — если человек творческий, с фантазией, если, показывая этюд, он верит в то, что делает, и у него нет страха выйти на площадку, он принят. Серьезными причинами для отказа принять на режиссерское отделение могут быть, как ни странно, плохая дикция или неправильное смыкание челюстей, голосовые недостатки, например несмыкание связок — "сиплый" голос. А еще — если глаза абитуриента ничего не выражают, то вряд ли вообще он пришел по адресу.

В училище культуры сильный педагогический состав. Но само оно является средне-специальным учебным заведением, так как, по аттестации училища, проведенной в прошлом году, материально-технической базы оказалось недостаточно, чтобы называться более высоким званием. Тем не менее училище дает очень хорошие базы и выпускает режиссеров, которые умеют делать все: ставить спектакли и проводить массовые мероприятия, писать сценарии, а также шумовые, музыкальные, световые партитуры. Для многих училище — стартовая площадка для дальнейшего обучения, выпускники едут повышать квалификацию в Самару, Москву, Санкт-Петербург.

Бытует мнение, что помогать надо бездарностям — талант сам пробьет себе дорогу. Может, для каких-то сфер это сгодится, но не для творческих профессий. В конечном итоге, расплачиваться придется зрителю.


Храмы

Али Полосин ищет новый ислам

Елена НАЛИМОВА

Вячеслав Полосин — личность весьма примечательная. Окончив философский факультет МГУ, Дипломатическую академию МИД России и Московскую духовную семинарию, он с 1983 по 1985 год был настоятелем церкви сначала в Душанбе, затем в Обнинске. В начале 1990-х годов стал депутатом Верховного совета России, председателем комитета по свободе совести. В 1991 Полосин вышел за штат церкви, а в 1999 получил докторскую степень по философии (тема работы "Диалектика мифа и политическое мифотворчество"). В том же году В. Полосин принял ислам, взяв второе имя — Али.

— Как мне вас называть — Али или Вячеслав Сергеевич?

— Я оставил свое русское имя Вячеслав, во-первых, из уважения к родителям, которые мне его дали, во-вторых, чтобы подчеркнуть, что я русский мусульманин, поэтому лучше — Али-Вячеслав.

— Али-Вячеслав, ваш жизненный путь уже сам по себе представляет огромный интерес. К тому же, вы — один из организаторов и идеологов образованной недавно общественной организации "Российское исламское наследие". Поддерживаете ли вы мнение, что ислам в современной России неизбежно движется к реформации традиционных догм?

— Многие сейчас, в том числе и среди сторонников недавно созданной нами общественной организации "Российское исламское наследие", говорят о переменах подчас в достаточно резких формулировках, чем вредят идее. А она состоит в следующем: существуют религиозные догматы, но давайте не будем путать их с арабскими традициями. В современном обществе, в вопросах, касающихся религии, должна быть гибкость. В каждой стране существуют свои традиции благочестия, которые можно противопоставить насаждаемой сейчас западной культуре удовольствия, в действительности являющейся не либерализмом, а гедонизмом.

— Хорошо, но возьмем, к примеру, такую данность современного европейского общества, как искусство — театр, кино, где женщина предстает перед зрителями отнюдь не в хиджабе. Как быть с такими "современными условиями", противоречащими исламским нормам? Оденем Кармен в паранджу?

— Я сам вырос в этой культуре, родился и рос в Москве, моя мама, учитель русского языка, прививала мне любовь к русской классической литературе, водила меня в Большой театр. Театр, спектакли — во всем этом есть рациональный смысл. Это было в Вавилоне и Китае. Посредством лицедейства люди воспроизводят некий коллективный опыт. Людям нужны переживания в виде практики — мифы в лицах, коллективный опыт человечества, закодированный в образах. Это необходимая форма познания и удобная, например, для детей. Но следует отделить искусство от похабщины. Степень открытости тела — дискуссионный вопрос, главная проблема — смысл, чему это нас учит. Ведь растление души может быть замаскировано под любой личиной, даже проститутка может быть одета в хиджаб, на Востоке существовала такая извращенная форма проституции. Ислам — это в первую очередь содержание, а демократия — форма. Для нас неприемлемо то, что в эту форму вкладывают гедонисты, они делают пародию на человечество. Да, сейчас люди привыкли к голому балету, но согласитесь, не все приходят на спектакли с целью познания, есть и такие, в ком эти танцы возбуждают желание. Опера — тоже элемент эротики и эротической культуры. Например, в христианстве тоже не было принято, чтобы женщины пели, так как женское пение более чувственное и побуждает мужчину думать не о смысле, а о привлекательности женщины. Те, кто приходит к исламу, постепенно будут понимать, что искусство в таком виде, в каком существует сейчас, это неправильно. Все, что заложил в нашу природу Всевышний, не греховно и допустимо, об этом же говорится в житии христианских святых Петра и Февронии. Но физиология должна быть неразрывна с духовными эмоциями, с законом Бога, а те, кто ищет только физиологию, никогда не познают настоящей радости и уподобляются скопцам. Только религия учит нас, как получать истинную радость. Балет для меня просто неприятен, а опера вполне может радовать, если в ней нет пропаганды греха.

— Сейчас люди во всем мире испытывают двойственные чувства к мусульманам: с одной стороны, страх перед так называемой "террористической угрозой с Востока", с другой — огромный интерес к культурным традициям, религии. Как российские мусульмане чувствуют себя в таких условиях "раздвоения общественного сознания"?

— Всплеск агрессии в бывших колониальных странах, освободившихся от давления, неизбежен. Так, на территории бывшего СНГ он вылился в поиск справедливости, поиск замены социалистической идеологии. Возникли организации, которые стали облекать эти идеи в религиозную оболочку, это первый аспект. Второй — это возросший во всем мире интерес к исламу после теракта 11 сентября. Негатив повлек позитив — с прилавков магазинов были сметены все книги об исламе, 25 тыс. американцев приняли ислам. К сожалению, нужно констатировать, что российские мусульмане к такому возросшему интересу не готовы. В России много мусульман, много проповедников, но нет настоящей мусульманской элиты. Исправить эту ситуацию могут только разносторонне образованные мусульманские общественные и религиозные деятели. Потому что сейчас многие замыкаются только на получении религиозного образования — заучивают несколько хадисов (изречений Пророка), тафсир (толкование Корана), и все. Что они могут противопоставить все нарастающей антиисламской пропаганде? Так, например, один из популярных антиисламских мифов гласит, что александрийскую библиотеку сжег халиф Умар, якобы заявивший: "Если в книгах написано то же, что в Коране, они бесполезны, а если иное — вредны". Самое интересное, что эта легенда прижилась не только среди противников ислама, но и среди так называемых ваххабитов. Сегодня образование, просвещение принято считать достижениями европейского общества, но история показывает нам, что просвещение шло с востока, в том числе и в Россию. Организация "Российское исламское наследие" будет создавать площадки для формирования мусульманской элиты России — мусульманских спортсменов, журналистов, предпринимателей.

— Вы считаете, что мусульманские религиозные организации в этом смысле себя не оправдали?

— Лидеры должны проявиться естественным образом, а общественные или религиозные — не важно, в исламе эти понятия неотделимы. Лидер являет собой пример для остальных. Хорошо, если такие люди сочетают в себе качества общественных и религиозных деятелей. Но среди российских муфтиев настоящих лидеров крайне мало, например, Москве, Нижнему Новгороду, Саратову в этом смысле повезло, но в целом для России этого недостаточно. Такая картина способствует радикализации, молодежь вынуждена искать правды в альтернативных религиозных организациях — джамаатах . И создается эта напряженность самой властью, потому что вместо того, чтобы, как положено в исламе, дать мусульманам самостоятельно выбирать себе лидеров, власти пытаются контролировать этот процесс, проявляя тем самым недопустимую некомпетентность.

— То есть в настоящее время у российских мусульман конструктивного диалога с властью нет?

— Формально диалог есть, другой вопрос — кем он ведется? Сейчас все сосредоточено в руках трех фигур, председателей трех исламских религиозных центров России. Совет муфтиев России сейчас набирает авторитет, а духовное управление в Уфе — держит на штыках лишь официальные мечети, которых всего 60% от реально действующих. На Северном Кавказе муфтияты вообще едва держатся на силе властей, имея негативный рейтинг в народе. Отсюда вывод — в целом реального диалога с мусульманской уммой российские власти не имеют. По официальным данным Минюста, которые были опубликованы полтора года назад, из 7 тыс. мусульманских религиозных общин в России зарегистрировано только 3, 5 тыс. Думаю, сегодня это расхождение уже намного больше. А ведь община — очень сильная общественная единица. Посмотрите на протестантов: несмотря на постоянное противодействие властей, они, посредством создания небольших общин, имеют все — контроль над территориями, контакт с людьми. И как результат, сегодня в России 2 млн. протестантов, и это только те, кто открыто заявляет о своем вероисповедании. Деятельность протестантских общин невероятно активна, под их влияние попало уже много этнических мусульман. Я уже подготовил книгу "Евангелие глазами мусульманина", чтобы защитить мусульман от разного рода новоявленных проповедников.

— Российские мусульмане солидарны с Русской православной церковью в осуждении религиозных организаций протестантского толка, так называемых сект?

— Среди этих организаций есть разные, например баптисты и христиане веры евангельской, это уже международные движения, но у протестантов есть различные ответвления, в частности, ориентированные против традиционных религий. К таким относятся Свидетели Иеговы, у них все просчитано: как работать с христианами, как с мусульманами, но единое учение отсутствует, это работает, как компьютерный вирус. Безусловно, Реформация была шагом в сторону ислама, но не доведенным до конца. Кальвину принадлежит фраза: "То, сколько человек заработал, означает милость Бога к нему, и это стимулирует социальную активность вообще и экономическую в частности". А в исламе эти принципы, дух предпринимательства были заложены изначально, задолго до Макса Вебера. Недавно вышла книга "Исламская этика бизнеса", подробно раскрывающая эту тему.

— Значит, именно с протестантской церковью должны сотрудничать исламские религиозные лидеры, в частности, в России?

— По внешней форме кажется так: у протестантов нет поклонения символам, нет священной иерархии, когда все зависит не от личного авторитета, а от должности. Но по содержанию, в протестантизме очень велик элемент книгопоклонства, нас разделяет буквализм в отношении к такому источнику как Новый завет, текст которого не соответствует Корану. Католики и православные не идеализируют Новый завет, для них главное — как его истолковали святые отцы. Протестанты, наоборот, объявили писание словом Божьим.

— Но для европейского человека ислам представляется как религия, неразрывно связанная с культурными традициями Востока. В таком ракурсе русский ислам — достаточно экзотическое явление.

— Многое в исламе в том виде, в каком он предстает перед современным человеком, — результат политических метаморфоз, происходивших на Востоке. Ислам испытал влияние халифатов и монархических правлений, издавались сборники соответствующим образом подобранных хадисов. Но сейчас нам нужны мыслящие люди, самостоятельно пришедшие к вере. Верующие не потому, что так им сказали родители, а потому, что их искреннее желание — прийти к вере в единого Бога. Я не знаю арабского и не могу толковать первоисточники, но новый ислам нуждается в новых, подробных и достоверных трактовках. И со временем они обязательно появятся.


ХудСовет

Мастер и его мир

Александр ДАВИДЕНКО

В июне исполнилось 70 лет замечательному саратовскому художнику Юрию Петровичу Пашкину. Пройдя через многочисленные увлечения в живописи, отдав дань "революционному" порыву начала перестройки, в последние годы он с удовольствием погрузился в мир красоты, освобожденной от социальной проблематики. В своих работах Ю. Пашкин не углубляется чрезмерно в философствование, не пытается решать мировоззренческие вопросы, не пророчествует, избегает ложной пафосности или гражданской патетики. Его мир — это мир глубоко личных переживаний. Поэтому даже художественные обобщения имеют ярко выраженную индивидуальную окраску, это своеобразный микрокосм чуткого, эмоционального, восторженного художника.

Стремление уйти от жесткого реализма, от консервативной фигуративности, от явной сюжетности и склонности к рассказу и повествовательности — все это и определяет характер сегодняшних работ художника. Его интересуют живописно-пластические конструкции как таковые, как возможность кратчайшим путем зафиксировать на холсте свои удивительные художественные образы. Как импрессионисты, стараясь запечатлеть сложную игру света, меняли привычный колорит, так и Ю. Пашкин, подчиняясь стихии эмоционального переживания, пытается выразить переполняющие его чувства адекватным образом, выходя за рамки традиционных форм. Многие натюрморты и пейзажи, сохраняя следы предметности, в результате мощной экспрессивной трансформации в значительной степени находятся в художественном пространстве беспредметного искусства. В этом случае цветовые пятна и линии образуют причудливый рисунок, воспринимаемый как некоторое изображение, с трудом поддающееся визуальной дешифровке, но совершенно очевидное и волнующее на уровне ощущений. Сами работы у Ю. Пашкина — это не простые зарисовки увиденного в жизни, не элементарное отражение действительности, они являются "сочиненными" произведениями, сложным, синтетическим продуктом эмоционального переживания реальных объектов и порождаемой этим переживанием цепочкой живописных ассоциаций, которые визуализируются художником. Здесь переплетается деятельность сознания и подсознания, обдуманные творческие приемы и интуиция, логические решения и художественные прозрения. В его творчестве преобладает стихийное начало, проявляется взрывной живописный темперамент. Решая чисто художественные задачи, он колдует с цветом, добиваясь нужных колористических эффектов, экспериментирует с формой, конструируя причудливые пластические структуры, вводит жесткий и колючий линейный ритм или плавную, выразительную округленность.

Все его работы отличает романтическая приподнятость, стремительность энергичного мазка, передающего многочисленные оттенки эмоционального состояния: от взволнованной лиричности до внутреннего драматизма. Очень разнообразен красочный слой, он может быть и тонким, прозрачным, едва прикрывающим холст и обнажающим его фактуру, но чаще он густой, мясистый, поднимающийся от поверхности высокими рельефами (в этом случае его живопись ощущается почти тактильно). Этимологически живописный язык Ю. Пашкина в чем-то родственен языку М. Шагала, Н. Пиросмани, М. Ларионова, видевших в примитивных формах и детском наиве особую выразительность для передачи своего искреннего отношения к видимому и воображаемому миру. Впрочем, отличия между ними более существенны, нежели сходство. "Детскость" М. Шагала носит философский, сакральный характер, является примером глубокого обобщения, перегружена символикой, а у Ю. Пашкина она заряжена яркой эмоцией и обостренной экспрессией, без глубокого идейного усложнения. Кроме того, он исповедует простейшие пространственно-временные отношения (одно место и одно время), у него отсутствует симультанность, характерная для М. Шагала. В отличие же от М. Ларионова, для которого и линия, и цветное пятно одинаково важны и активны, Ю. Пашкин отдает явное предпочтение игре разноокрашенных плоскостей, пятен, мазков. Кроме того, он не в такой степени, как, например, Н. Пиросмани, погружен в стихию примитива, его образы — это воспоминания ребенка, наложенные на матрицу хорошо обученного мастера. В отличие от примитивистского гротеска русских художников начала ХХ века, Ю. Пашкин исповедует лирический наив, детскую искренность и теплоту непосредственности. У него отсутствует насмешка, балаганный задор, попытка бросить вызов общественному мнению или эпатировать его. В основе изображаемого — не просто движение к архетипам, свойственное традиционным примитивистам, а глубоко личное чувство ежедневного первооткрытия мира, стремление, забыв о знании, удивиться форме, цвету, линии. Именно поэтому сочиняемые им образы не носят фольклорного характера, не стилизованы под лубок или детский наив, а являются выражением эстетических принципов, лежащих в их основе и ставших естественными и органичными для самого художника. Сказанное М. Ларионовым вполне точно определяет отношение самого Ю. Пашкина к живописи: "Те предметы, которые мы видим в жизни, не играют здесь никакой роли; то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть показано — комбинация цвета, его насыщенность, отношения цветовых масс, углубленность, фактура; на всем этом тот, кто интересуется живописью, может сосредоточиться всецело".


Кумиры

Маленький французский эльф

Элен ЛАЗАР

Французское кино всегда было источником открытий, и когда нам уже стало казаться, что Голливуд задавил последний оплот европейского кинематографа, появилась она — маленькая, романтичная, чуть смешная, умеющая шевелить ушами, невероятно притягательная в своей непохожести на кинодив.

От гобоя к сериалам

Одри Тоту родилась в местечке Бомон 9 августа 1978 года и была примерным ребенком, проведя 6 лет за уроками игры на фортепиано и игрой на гобое в детском оркестре. Впрочем, она не думает, что достигла в музыке такого уровня, чтобы считать это своим козырем. В детстве она хотела стать приматологом. Однако изучение обезьян началось и закончилось у нее посещением вместе с классом парижского зоопарка. Едва войдя на территорию зоопарка, Одри исчезла, а через 10 минут была обнаружена на суку дерева, растущего в вольере с гориллами: она повисла на нем, зацепившись юбкой, и ей так и не удалось более тесно пообщаться с приматами. Подростком она уже мечтала о творческой карьере, при этом не зацикливаясь на профессии актрисы. "Просто уже тогда мне не хотелось жить по расписанию". Ее жизнь в Париже, куда она приехала учиться, действительно не была похожа на размеренный ритм ее родной Оверни: курсы актерского мастерства, факультет современной литературы в университете, работа секретаршей, череда кинопроб и съемки в телесериалах для канала TF1… И как это часто бывает с теми, кому судьба уготовила славу, в начале актерской карьеры Одри с ней стали происходить судьбоносные случайности.

Колесо фортуны

Однажды ей предложили пройти пробы для фильма "Салон красоты "Венера". Но, углубившись в роль в метро, она проехала свою остановку, заблудилась в городе и пришла с опозданием на час, хотя всегда отличалась пунктуальностью. Когда ей сказали, что пробы закончились, она "разревелась первый раз в жизни". Однако режиссер Тони Маршалл, увидев столь глубокое отчаяние молодой актрисы, смягчилась и разрешила показать несколько сцен. Результат — за роль в этом фильме Одри получила свой первый киноприз — Цезаря, высшую кинематографическую награду Франции, в номинации "Надежда 2000". После этого на нее посыпались предложения от режиссеров, которые она принимала, поскольку сказать "нет" было слишком трудно. "Хулиганы и хулиганки", "Распутник", "Женись на мне" — эти фильмы не имели такого успеха, как "Салон красоты "Венера", но Одри в них великолепна. В 1999 году произошла историческая встреча с режиссером Жаном-Пьером Жене, собиравшимся снимать "Историю Амели Пулен". Началось все с того, что Жене поразили глаза Одри, смотрящие на него с афиши.

Амели

"Роль Амели предназначалась актрисе Эмили Уотсон, но та отказалась от нее, и Жан-Пьер позвонил мне. Когда я прочитала сценарий, я была так потрясена, что две ночи не могла спать: эта роль была слишком хороша, и я не могла поверить, что она для меня… На пробах Жан-Пьер хотел удостовериться, способна ли я создать индивидуальность, парящую над реальностью. Он всегда упрекает молодых актеров в том, что они бывают чересчур самими собой. А ведь его герои столь нетипичны!". Действительно, трудно найти более нетипичную киногероиню, чем Амели с ее выплескивающимся воображением, с ее умением использовать любую вещь, чтобы создать из повседневности чудо. С Амели Одри роднит фантазия — она так же любит мечтать, придумывая образы проплывающим облакам.

Для съемок фильма улицы Парижа очистили от машин, закрасили граффити на стенах, заменили плакаты. Более того: создали компьютерный город — с мансардами, живописью Ренуара, виртуальными крокодилами и говорящими фотографиями из автомата. И вот результат: в Америке кинокартина "Амели" выдвинута на премию "Оскар" в пяти номинациях. А во Франции фильм за год посмотрело 9 миллионов зрителей.

Стук сердца

Свою личную жизнь она тщательно скрывает. Однако проговорился ее партнер по фильму "Амели" Матье Кассовиц: "Одри Тоту! Я очарован ею. Играть с ней — значит уйти в сказочный мир фантазий и романтики. Одри не похожа на земную девушку, она — маленький ушастый эльф!" Он приносит ей кофе и круассаны, норовит как можно чаще остаться с ней наедине и заваливает гримерку Одри букетами цветов. А она… Она мечтает сняться вместе с актером Жераром Ланваном, потому что, как она сказала в одном интервью, ей нравятся такие мужчины. Матье, слышавший каждое слово в этом интервью, поскольку стоял рядом, исчез, не прощаясь. Одри берет отпуск и едет в Индонезию — окунуться в мир природы и разобраться в чувствах. А по прибытию обратно в Париж среди родных и знакомых, пришедших ее встречать, она замечает огромный букет белых роз в руках Матье Кассовица.

Идеалистка Одри

Ее героини столь же неординарны, сколь неординарна сама Одри. Она красива не вызывающей, а по-детски непосредственной красотой. И при этом не находит удовольствия в том, что все журналы пестрят ее фотографиями — черта, странная для актрисы. Зато она любит погружаться в работу, в художественное пространство фильма, любит преодолевать технические трудности. В домашней библиотеке она хранит свою все пополняющуюся коллекцию наград, но относится к ней философски: "Вручение наград — это праздник на один вечер, после которого все кончается. Ничего особенного благодаря призам в жизни не происходит. Конечно, у меня не было еще периода каторжной работы. Но иллюзий у меня тоже нет, я знаю — это еще впереди, я не смогу избежать правил этой профессии".

"Я хочу быть честной с самой собой. Лгать себе — это значит лгать зрителям. Я не стану говорить, что какой-то фильм гениальный или съемки были идиллическими, если это неправда. Может быть, я просто идеалистка…".


Сеть

“Я" и “Ты"

Кирилл ПАНФИЛОВ

Тезис первый: большинство вещей, становящихся популярными, рано или поздно порождает пародии на себя — названиями ли, внешним ли видом, или чем-то иным.

Тезис второй: если некая группа людей занимается обучением в своей профессиональной сфере, то мы вправе ожидать от нее неукоснительного следования ее же принципам и создания достойных образцов в этой сфере, а если это не так, то мы вправе несколько разочароваться.

Первый тезис прекрасно подтверждается сайтом, который появился в этом году. В то время, как популярнейшая российская поисковая система "Яндекс" (yandex.ru) праздновала свое десятилетие, открылся сайт "Тындекс" (tyndex.ru), посвященный не просто поиску, а поиску товаров (название является производным от слов "товарный индекс"). Название маркетологично: его априорно легко запомнить благодаря популярности "Яндекса". Сайт чрезвычайно полезный и достаточно удобный: есть поле для ввода интересующего товара; есть список наиболее популярных запросов; база данных обновляется постоянно; наконец, можно выбрать город, сузив географический диапазон поиска. При этом сайт "запоминает", какой город вы выбрали, и при следующем посещении этого сайта с того же компьютера ограничивает диапазон поиска именно этим городом.

Результаты поиска, конечно, имеют существенное ограничение: находятся только те товары, которые представлены в интернете. Соответственно, если у фирмы нет своего сайта, то и в результатах "Тындекса" ее будет найти невозможно. Но в этом виноваты не создатели нового поискового сервиса, а, например, слабая интернетизация Саратова. В самих же результатах выдаются ссылка на место в каталоге компании, занимающейся продажей этого товара, краткое описание товара и ссылка на сайт компании.

При создании любого сервиса, которым будут пользоваться люди разной подготовки к работе с интернетом, очень большое значение приобретает тщательно продуманный интерфейс, то есть внешний вид и система управления сайтом на пользовательском уровне. В случае с "Тындексом" интерфейс разрабатывала компания "Usethics", известная не только тем, что она первая начала заниматься созданием грамотных интерфейсов для российских и зарубежных интернет-систем и их профессиональным тестированием, но и тем, что ее сотрудники пишут массу статей и книг, посвященных правильному созданию и тестированию пользовательских интерфейсов, то есть "работающего дизайна".

Тем не менее даже при первом знакомстве с "Тындексом" выявились сразу две ошибки. Во-первых, список примеров поисковых запросов, являющийся набором ссылок, производит поиск только в Москве, вне зависимости от того, какой город был до этого выбран. А ведь далеко не всякий пользователь обратит внимание на то, что название города под поисковой строкой изменилось. Во-вторых, список наиболее популярных поисковых запросов, на который ведет ссылка с главной страницы, хоть и расположен по датам, настолько плохо продуман, что перемещаться по нему поначалу просто невозможно.

В качестве слабого оправдания можно сказать, что и в "Яндексе" лет семь назад было не очень удобно искать (надо было знать язык запросов), но тогда профессии разработчика пользовательских интерфейсов не существовало в принципе.


Нет повода не выпить

Ирина КАБАНОВА

Молодежь и пиво — близнецы-братья. Таков лейтмотив прошедшего в выходные на Театральной площади фестиваля "Пивные реки", приуроченного ко Дню молодежи. Это пивное мероприятие является миру далеко не в первый раз, и меня мучает наивный вопрос: почему пиву такой почет и уважение, а более здоровым напиткам, например свежевыжатым сокам, — нет? Шестым чувством догадываюсь: сок — это не круто.

Впрочем, это все лирика. То, что было на площади в субботу, могли оценить только настоящие парни и девчонки. Размышляя, как человек сомневающийся, над тем, достойна ли я быть причисленной к "настоящим девчонкам", я смешалась с толпой молодежи, чтобы проникнуть в суть вещей.

Суть была простой: если пить пиво вместе, будет мир. Такой вот оксюморон исполнялся в современных ритмах со сцены самодеятельным коллективом. Однако, хотя жизнь и показывает обратное, похвально стремление убедить народ в необходимости культурного потребления напитка. Как сказал один парнишка из компании ребят, сосредоточившихся на содержимом своих стаканов, "главное — вести себя прилично". И действительно: из многочисленных кегов разливали пенную жидкость разных марок, коробейники в униформе предлагали орешки и сушеных кальмаров, а под тентами за столиками сидели люди и все это культурно употребляли. Правда, культура резко заканчивалась за ограждением площади — газоны возле часовни пестрели пластиковыми стаканчиками и пакетиками из-под чипсов, но, как говорится, не все сразу.

После песен и конкурсов всех ожидал гвоздь программы — турнир силачей "Железный человек", организованный президентом Саратовского союза силачей Вячеславом Максютой. К этому времени пиво предусмотрительно перестали продавать, сконцентрировав народное внимание на сцене, а официантка одного из "пивных кафе" с остервенением выдергивала стулья из-под молодых граждан, не допивших свое до начала программы и требующих налить еще.

А на сцене ведущая "Европы плюс Саратов" Алла Шокина пыталась завести молодежь, выстроившуюся по периметру конкурсного поля. Но ни прилагательные в превосходной степени, ни призывы поднять руки тем, кому до пенсионного возраста еще далеко, не вызвали задора в массах. (Снова тянет на философию: что же молодежь у нас такая грустная? Но это — тема для социологического исследования.).

Впрочем, когда началось действо — а было оно впечатляющим — чувства всколыхнулись даже у меня. Силачи, съехавшиеся из разных городов, поодиночке тягали пять валунов весом от ста килограммов, забрасывая их на стол высотой полтора метра. То, что это не каждому удавалось, еще мягко сказано: даже с самого дальнего уголка площади было заметно, что это сизифов труд — мало того, что сделать это было невероятно тяжело даже силачам, но после удачной попытки одного из силачей камни всем миром сваливали обратно на пол, чтобы свое богатырство продемонстрировал следующий. Конечно, подобные усилия не могли остаться без внимания — аудитория взрывалась аплодисментами. Лично меня потряс сам Максюта, который с неожиданной скоростью закинул, куда следует, все валуны. Потом был подъем тяжестей и прочие сверхъестественные явления, на которые можно вешать ярлычок "Спешите видеть!"


TV

Шутки в сторону!

Ирина КАБАНОВА

К интересным выводам приходишь, отслеживая эволюцию нашего телеэфира. Такое чувство, что увеселительные программы нарочно делаются столь невыносимыми и ставятся в сетку вещания в таком количестве, чтобы народ поменьше смотрел телевизор и занимался более полезной деятельностью. А сколько прилагательных можно подобрать к этим программам! Они и вредные, и бездуховные, и смешные, и глупые… А еще бывают попросту злые. Как программа "Розыгрыш". Диву даешься, что люди находят садистское удовольствие в том, чтобы "разводить" звезд, а потом биться в истерическом хохоте, радуясь собственному остроумию. В принципе, нет ничего плохого в том, чтобы подшутить над слегка задравшим нос Актер Актерычем. Тот же "Городок" со вкусом разыгрывает — правда, простой народ. Однако, когда это принимает масштабы, напоминающие военные действия, то в ответ Чемберлену с этой стороны экрана на ту хочется бросить бомбу. В самом деле, существуют ли пределы подлости человеческой? Кому кажется забавным наблюдать Юлию Меньшову с облепленным полосками бумаги лицом и кидающегося в драку с папарацци Владимира Меньшова, у которого, собственно, нигде не засвербило разыграть доченьку на глазах у всей страны? Вот Ксюше Собчак захотелось оценить по пятибалльной шкале умение Буйнова материться, для чего она выставляет его мазилой в соревнованиях по стрельбе. По сравнению с прочими выдумками, вполне невинное занятие. А как быть с тем, когда играют на лучших чувствах? Однажды был сюжет о том, как подруге Амалии Мордвиновой стало плохо в ресторане, куда они пришли пообедать. "Подруга" очень натурально запрокидывала голову, а Амалия металась, пытаясь помочь. Когда последнюю, наконец, обрадовали фразой "Это программа "Розыгрыш!", она очень четко сказала всем, что она об этом думает. Между прочим, редко кто осмеливается ставить на место зарвавшихся телевизионщиков. Еще бы! А то ведь скажут, что звезда шуток не понимает. Честно говоря, на месте "жертвы" я бы всех стерла в порошок, и плевать, кто что подумает. Но — "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав".

Уважение к человеку на TV давно исчезло как класс, из всего можно сделать шоу. Кстати, могу продать идею тому, кто уже не знает, что придумать: еще не брались за, пардон, естественные отправления организма. Ах, как это можно подать! В том же Интернете широкий диапазон мультипликационного юмора на эту тему. Правда, Интернету позволено неизмеримо больше, чем телевидению. Но, думаю, для наших деятелей эфира это преодолимо.