"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (303) от 23 июня 2005 года

Живой Уголок

Песня вместо забора

Ольга СТЕПАНОВА

Чем только не поют птицы! В ход идут клюв, лапы, крылья и даже хвост. Например, самец дятла для своих весенних призывных концертов использует в качестве барабана самые различные предметы, от сухого дерева до пустых консервных банок и кусочков железа, а клюв — в качестве барабанных палочек. Щелканьем клюва исполняют свою любовную серенаду и аисты. Известно, что щелканье клювом на разный манер заменило у этих птиц голосовое общение. Щелканье клювом как сигнал угрозы издают хищные птицы: орлы, совы. Весьма любопытен способ "пения хвостом" встречающийся у бекасов во время брачного полета. Звук образуется за счет вибрирования от тока встречного воздуха рулевых перьев. Возникающий при этом звук удивительно напоминает блеяние барашка, отчего эта птица и получила в народе название "лесного барашка". Многие птицы образуют звуки с помощью крыльев, например, тетерева и глухари во время токования обязательно издают подобное хлопанье.

Однако основным источником звука у птиц все же является нижняя гортань. И способности голосового аппарата птиц совершенно фантастические. Голосовой аппарат, особенно у маленьких птиц, по своим размерам занимает значительную часть тела. Поэтому в процесс пения у них вовлекается весь организм. Пение целиком захватывает птицу как эмоционально, так и физически. В начале 60-х годов прошлого века в голосе птиц были обнаружены ультразвуковые обертоны, которые не воспринимает ухо человека. Они есть, например, в песне зарянок, просянок, зеленушек и ряда других птиц.

Птичья песня является одним из приспособлений, направленных на выживание вида.

С помощью песни птицы не только по звуку идентифицируют видового партнера, но и производят звуковую маркировку своего гнездового участка с целью охраны от пищевых конкурентов. Впервые это происходит в гнезде, когда птенцы запечатлевают голоса своих родителей. Взрослея и покинув гнездо, молодые птицы также запечатлевают звуки окружающего фона. Будучи взрослыми и обосновавшись на "своем" гнездовом участке, птица также начинает запоминать звучащие вокруг голоса и включать напевы других видов в свою песню, чтобы таким образом показать всем окружающим, что данный участок занят. Этим объясняется различие песни даже у особей одного вида. Плюс накладываются индивидуальные различия в развитии голосового аппарата. Эффект запечатлевания происходит в строго определенные временные периоды. Эти периоды обусловлены периодами функционирования половых желез (гонад). Тестостерон (секрет мужских гонад) запускает эту систему. Например, на опыте с кенарами было доказано, что введение тестостерона в межгнездовой период приводит к возникновению восприимчивости кенаров к изменению песни, восприятию и включению в свою песню звуков окружающего фона.

Некоторые виды птиц способны к значительному изменению песни на протяжении всей своей жизни. В большей степени это свойственно птицам-мигрантам, которые каждый год гнездятся в новом месте и вынуждены включать в свою песню элементы нового звукового фона. Другие птицы имеют мало изменяемую песню. Это, в основном, свойственно эндемикам — птицам, постоянно проживающим в одном месте. Например, дикая канарейка — эндемик. Она обитает в одном месте, практически с мало изменяющимся звуковым фоном. И песня ее достаточно стабильна. В ходе одомашнивания человек расшатал ее генетическую основу, расширил диапазон воспринимаемых звуков и научил канарейку учиться петь. Впрочем, исследования показали, что песня канарейки ограничена по времени исполнения и длится не более 45 секунд.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24062005115643&oldnumber=303