"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (303) от 23 июня 2005 года

Проект нового Устава города чреват конфликтом

У депутатов думы ещё имеется возможность исправить положение

Александр НИКИТИН

28 июня городская дума должна принять новый Устав Саратова. Между тем, знакомство с проектом вызвало недоумение и массу вопросов и тревогу. Прежде всего, тревога вызвана теми опасностями для нормальной жизни города, которые разработчики проекта вольно или невольно внесли в проект Устава в части разделения компетенции между представительной и исполнительной ветвями муниципальной власти и, в частности, в связи с введением должностей главы города и главы администрации города.

По проекту Устава, председатель городской думы, именуемый "глава города", является высшим должностным лицом муниципального образования. Одновременно с этим установлено, что администрацией города руководит глава администрации города на принципах единоначалия, а сама администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Глава города избирается депутатами. Глава администрации принимается на работу по контракту.

В соответствии с Уставом города, глава города наделен представительскими функциями и полностью отстранен от распоряжения финансами и имуществом города, от руководства городскими службами. И наоборот, глава администрации города наделен огромными полномочиями, которые, по существу, несмотря на то, что он не избирался населением, делают его центральной фигурой в управлении городом.

Сразу же возникает вопрос: а каково взаимоотношение между высшим должностным лицом — главой города и наемным работником — главой администрации города? Исключительно важно установить субординацию между ними, особенно в тех случаях, когда их полномочия пересекаются или взаимно обуславливаются. Если глава города — высшее должностное лицо, то, в соответствии с Уставом города, глава администрации как находящийся на муниципальной службе работник, должен быть от высшего должностного лица в определенной служебной зависимости. Во всяком случае, в проекте Устава города должен быть четко закреплен порядок разрешения разногласий между указанными центральными должностными лицами.

Во всех цивилизованных странах с развитым местным самоуправлением, где предусмотрен наем технических директоров для управления администрацией, четко обозначено, что в случае выявления разногласий между главой муниципального образования, избранного депутатами или населением, и наемным техническим директором, технический директор обязан подать в отставку.

Напрасно искать данное положение в предлагаемом проекте Устава Саратова. Разработчики проекта Устава сделали вид, что такой проблемы не существует и она нам не угрожает. А между тем, учитывая кланово-семейную систему формирования власти на городском уровне, возникновение скрытой номенклатурной борьбы между группировками, сложившимися вокруг главы города и главы администрации города, не только возможно, но, до известной степени, неизбежно. Можно себе представить, какие потрясения это противостояние может принести в город, какие бедствия и неурядицы падут на головы горожан.

Особенно опасно это противостояние будет в том случае, если оно приведет к расколу между депутатами городской думы, когда невозможно будет исправить положение путем внесения изменения в Устав города из-за отсутствия необходимого большинства голосов.

Самое непонятное заключается в том, что, по новому проекту Устава, депутаты городской думы добровольно отказываются от самой возможности осуществлять не только местное самоуправление в цивилизованном виде, но даже от возможности контролировать деятельность главы администрации города. Глава администрации, предоставленный сам себе по проекту Устава, будет по своему усмотрению решать, как, когда и перед кем отчитываться о своей деятельности. В проекте Устава обязанность главы администрации отчитываться по итогам своей деятельности за год не предусмотрена. Не предусмотрена и обязанность депутатов давать оценку этой деятельности, а также обязанность главы администрации города уйти в отставку в случае, если его деятельности будет дана неудовлетворительная оценка. Снять главу администрации можно, согласно предлагаемому проекту Устава, только актом высшего должностного лица области (губернатора) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и по судебному решению в случае предъявления иска в суд главой города или по решению городской думы.

Конкретные случаи, когда глава администрации обязан сам подать в отставку, в проекте Устава не прописаны. Даже предусмотренный проектом Устава отказ депутатов городской думы утвердить некачественный отчет главы администрации об исполнении бюджета не влечет для главы никаких последствий. Он может спокойно работать дальше и распоряжаться муниципальным имуществом по своему усмотрению.

По моему мнению, коррупционная система управления городом в новом проекте Устава нашла свое логическое и полное завершение.

Я хочу обратить внимание читателей и на такое немаловажное обстоятельство, что действующим сегодня областным законом "О местном самоуправлении в Саратовской области" сама возможность установления контрактной должности главы администрации города не предусмотрена. Прежде чем принимать новый проект Устава, надо вспомнить, что местное самоуправление осуществляется в формах и на условиях, определяемых государственной властью, в том числе и вышеуказанным действующим законом области.

У наших депутатов городской Думы еще имеется возможность исправить положение и доработать проект Устава с точки зрения здравого смысла и существующего опыта реального местного самоуправления. Будем надеяться, что они этот шанс не упустят.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24062005114858&oldnumber=303