"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (302) от 16 июня 2005 года

ХудСовет

Рисуй, пока молодой!

Александр ДАВИДЕНКО

Многие известные художники в поисках предельной искренности использовали упрощение форм, свойственное детскому рисунку. Этот прием мы наблюдаем у П. Клее, Х. Миро, группы "Кобра", окружения М. Ларионова и т. д. Сегодня сразу в нескольких выставочных залах Саратова можно познакомиться с источником этих интересных экспериментов. В помещениях СО Союза художников России, Дома работников искусств, Торгово-промышленной палаты развернуты экспозиции детского творчества.

Удивительное разнообразие технических приемов, художественных предпочтений, цветовых гармоний, индивидуального вкуса демонстрирует выставка работ СГОО "Детская студия" (руководитель О. Черкасова), проходящая на ул. Рахова. Удивительно хороши работы маленькой (ей всего 4,5 года) К. Якимовой. При естественном примитивизме форм и открытости чистого цвета, у нее прямо-таки природное чувство колорита, по-фовистски звучные краски не раздражают, а привлекают внимание своей смелостью. Замечательна ее "Девочка" (автопортрет), в котором, несмотря на милые анатомические несоответствия, фигура прекрасно закомпонована. Праздничными выглядят "Цветы" К. Бочкаревой (7 лет): разнородные по форме и цвету, они составляют очень гармоничный букет, причем не стоящий "по стойке смирно", а вольготно расположившийся в кувшине и на листе бумаги. Очень остро передано чувство одиночества в работе "Ищу друга" И. Рудакова (8 лет): решенная пейзажно, она и колористически, и композиционно подчеркивает этот грустный мотив. Нельзя не обратить внимания на натюрморт с рыбами Х. Магомедовой (8 лет): по-восточному яркий стол с красочными предметами и зависшие в воздухе рыбешки, при всей плоскостности изображения, странным образом воспринимаются пространственно. "Малявинские" звучные, сочные, радостные краски у В. Сухинина (9 лет) в "Натюрморте с тыквами".

Конечно же, много очень грамотных, мастеровитых работ детей среднего и старшего возраста, но при всей их "правильности", обученности, замечаешь, как появляется некоторая суховатость взамен искренней чувственности, однообразие в понимании "как надо", которое затем проступает в схожести не только приемов, но и почерков. Впрочем, эта тенденция не уменьшает хорошего впечатления от триптиха М. Щербакова (11 лет) "Четвероногие друзья". С большим интересом разглядываешь и "мондриановского" кота, и биомеханических крыс, и замечательную таксу с телом, разделенным на цветные секторы, словно пособие в мясном отделе.

В Доме работников искусств не простая выставка, а конкурс детского творчества. Должен заметить, что именно здесь в наиболее явной форме проявился конфликт между наивной открытостью и игровым началом маленького, еще не обученного цеховым премудростям ребенка и все еще неумелыми, но, благодаря стараниям взрослых, "понявшими" все свое прежнее "несовершенство", растерявшимися детьми среднего и старшего возраста. В результате, из огромного количества представленного материала радует совсем немногое: "Проплывают пароходы..." А. Испенова (7 лет), "Мама, птица и сынок" П. Горшневой (5 лет), “На параде” Д. Зубащенко (5 лет). Без излишнего пафоса, без проработки деталей, акцентировав внимание на центральной композиции, очень живописно и умно решила задачу Д. Калинина (6 лет) в работе "Смело мы в бой идем". Именно из таких образцов и черпал некоторые идеи М. Ларионов. В старшей группе надо отметить "В гостях у ветерана" Н. Петуховой (15 лет) — это очень хорошая графика, в которой чувствуется привкус "мирискусственничества". Замечательную технику коллажа продемонстрировали дети из Аткарска и Петровска: их композиции составлены из склеенных маленьких кусочков разорванной цветной бумаги, которые издали воспринимаются как живописные работы. Также необычна пластилиновая "живопись", когда вместо привычного материала на бумагу наносится, смешивается, втирается цветной пластилин, с помощью которого создаются пейзажные и бытовые мини-картины. Этим удивили дети из поселка Мокроус.

Детская изостудия при ДК "Россия" (руководитель Е. Уткина) показывает себя в СГТПП. Наилучшее впечатление производит детский батик, причем, в отличие от "классического" с отчетливыми контурами-перегородками, здесь они практически отсутствуют, краски слегка выходят за пределы условных зон, создавая ощущение техники акварели по мокрому листу. Опять (это уже похоже на закономерность) самые запоминающиеся работы — детей младшего возраста.

В заключение хочется пожелать талантливым детям встречать лишь тех педагогов, которые сумеют найти золотую середину между новым знанием и природным, божественным даром.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20062005151740&oldnumber=302