"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (302) от 16 июня 2005 года

ХудСовет

Джазмен с волжскими корнями

Ирина КАБАНОВА

Есть у джаза интересная особенность — его всегда не хватает. Поэтому любой джазовый концерт становится событием. На прошлой неделе в зале филармонии слушали джазмена из Нью-Йорка Николая Левиновского. Правда, родился он в Саратове, и не только в прямом, но и в переносном смысле — как пианист, композитор и аранжировщик, окончивший Саратовскую консерваторию. В 1961 году он со своим биг-бэндом тайно репетировал в помещении цирка, чтобы дать свой первый джазовый концерт в зале консерватории, причем не спрашивая разрешения ректората. Его считают одним из пионеров профессионального филармонического джаза в СССР, а созданный им джазовый ансамбль "Аллегро" был в свое время признан лучшим и не раз участвовал в международных джазовых фестивалях. В советской дискографии Левиновского — восемь виниловых пластинок, разошедшихся тиражами в 40-50 тысяч экземпляров.

В 1990 году Левиновский переехал в США, будучи уже мастодонтом российской джазовой сцены — его имя даже было внесено в Советскую музыкальную энциклопедию. В Нью-Йорке, среди тысяч музыкантов, ищущих свою нишу, никому не известный Левиновский начал практически все с нуля. Левиновский не стал там мега-звездой, но в музыкальных кругах он признанный профессионал. Среди его музыкальных проектов — возрожденный "Аллегро" и "Оркестр Ника Левиновски" из 17 музыкантов. С 97-го по 2002 год выпустил четыре диска, два из них — вместе со своей женой, вокалисткой Кэти Дженкинс, в планах — выпуск пластинки своего оркестра. В последние годы, сам того не ожидая, стал "записным балетным аккомпаниатором" одновременно в 50-ти балетных компаниях. Это очень изнурительно, но хорошо оплачивается и позволит ему в дальнейшем выпустить желанный диск. В отличие от России, где он мог себе позволить заниматься только творчеством, в Америке приходится быть и музыкантом, и менеджером, и бухгалтером, и собственным агентом. "Чтобы быть музыкантом в Нью-Йорке, нужно очень многое уметь делать, быть более гибким, более универсальным, — говорит Левиновский. — Кроме того, надо совершенствоваться, быть постоянно в форме, следить за своим имиджем и пробуждать позитивное отношение к себе, чтобы с тобой было интересно работать".

Главное, что отличает джаз от прочих музыкальных форм, — это ритмическое наполнение, называемое в профессиональных кругах свингом. Ритмы переводятся в область отрыва мелодики от метра, возникает звуковой конфликт — это и есть джаз. Когда на сцену вместе с Левиновским вышли басист Борис Козлов и ударник Игорь Бутман, стало ясно: сейчас начнется настоящий джаз.

Сейчас у нас принято разделять музыкальные стили по национальному признаку — русский рок, русский джаз… Однако Левиновский считает, что русского джаза не существует, есть сильное русское исполнительство, которое, собственно, и позволяет русским музыкантам держать планку в Америке, быть замеченными и оцененными по достоинству. Но, к сожалению, джаз, исполняемый российскими музыкантами в России, не является частью мировой джазовой сцены. Российских джазменов почти не бывает на мировых джаз-фестивалях. Этому есть много причин, и прежде всего, как объясняет Левиновский, маркетингового порядка. Фестиваль — это тоже бизнес, и устроители составляют программу так, чтобы она стопроцентно дала прибыль. А приглашать джазистов из России пока не рискует никто — не факт, что зритель на них пойдет.

Что ж, пробиться на мировую сцену — мечта многих творческих людей, и кому-то это удается. Но иногда оказывается, что для этого нужно сменить страну.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20062005151703&oldnumber=302