"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (302) от 16 июня 2005 года

Мороженому вынесли смертный приговор

Летнее лакомство бесперспективно как бизнес

Маргарита СПИРИЧЕВА

Такой вывод можно сделать из результатов анализа статистических данных Госкомстата России и телефонного опроса потребителей мороженого, проведенного по заказу РБК. Выяснилось, что ежегодно снижается число людей, которые покупают мороженое. Несмотря на то, что объем потребления этого лакомства каждым потребителем растет ежегодно на 0,2-0,3 кг, уменьшение числа этих потребителей ежегодно на 2-4 процента сводит на нет этот индивидуальный рост.

Раньше рынок мороженого в России считался перспективным из-за того, что объем потребления был крайне мал по сравнению со странами Европы и США. Средний американец съедает в год 22 кг мороженого, средний европеец — 14-15 кг; а в России этот показатель составляет всего 2,5 кг на человека в год. То есть предполагалось, что рынку было куда расти. В результате, многие производители существенно нарастили свои мощности. Сегодня общие мощности по производству мороженого превышают объем его реального потребления россиянами в 3 раза! В итоге получился гиперконкурентный рынок, переполненный во всех своих сегментах самыми разнообразными товарами. Но потеря реальных потребителей означает для него смертный приговор.

Причины этой ситуации, видимо, в том, что привычки потребления и образ такого продукта, как мороженое, у россиян существенно отличаются от аналогичных привычек европейских и американских потребителей. Во-первых, объем потребления мороженого жестко связан с особенностями климата. Ну, не хочется людям в мороз есть холодное! Во-вторых, на Западе подавляющую долю продаж составляет так называемое "зимнее" мороженое: торты, рулеты, лотки, ведерки, брикеты. Если в Европе или Америке принято есть мороженое дома или в кафе, то в России подавляющая часть потребителей лакомится им на улице. Соответственно, самыми популярными сортами являются те, которые удобнее всего есть "на ходу": вафельные стаканчики, эскимо, рожки. И российская структура потребления не меняется.

Подводят и сами производители, которые не работают над созданием брендов и имеют чрезвычайно слабый маркетинг. Кроме того, ради удешевления продукции производители склонны экономить на ингредиентах. А это тоже отпугивает потребителей. В результате, мороженое теряет свое влияние на потребителя и не выдерживает конкуренции с товарами-заменителями: соками, прохладительными напитками, пивом и снэками (чипсами, сухариками, батончиками и т. п.). Мороженое постепенно заменяется другими товарами "для удовольствия" с более сильными, привлекательными для потребителя брендами.

На национальном уровне можно привести всего 2 марки мороженого, которые знают чуть больше половины потребителей, это "48 копеек" и "Лакомка".

В нашей области таким брендом могло бы стать так называемое "итальянское", но этого не случилось. По данным областного минсельхоза, Саратовский хладокомбинат сейчас потерял ведущую позицию на областном рынке. Вперед вышел Балаковский молококомбинат, специализирующийся на развесном мороженом с различными фруктовыми вкусами (которым сейчас заполнен весь проспект Кирова), и Энгельсский комбинат, выпускающий мороженое в стаканчиках и отличившийся маркой "мороженое Путина". Причем, как пояснила Ирина Крелина, начальник отдела развития пищевой и перерабатывающей промышленности, Балаковский комбинат уже вышел за пределы области.

По оценке областного министерства экономики и торговли, рынок мороженого в области никогда не испытывал особых проблем и его серьезно никогда не исследовали. Впрочем, по данным статистики, за четыре месяца этого года местные производители изготовили всего 1500 тонн мороженного вместо 1800 за тот же период прошлого года, но и по всей стране его выпуск снизился на 10 процентов. Причем падение производства идет уже не первый год. Зато можно позавидовать соседней Пензе, где в этом году мороженого произвели в два раза больше, чем в прошлом, хотя до этого объемы были сопоставимы с саратовскими. Там, видимо, "холодный" бизнес пока имеет перспективы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20062005150429&oldnumber=302