"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (296) от 5 мая 2005 года

ХудСовет

Музейные гастроли

Записала Ирина КАБАНОВА

С обывательской точки зрения, музей — это что-то статичное: ну, висят себе картины и висят. В уголке на стуле должна сидеть бабулька и, изредка просыпаясь, следить, чтобы редкий посетитель не тыкал пальцем в холст, исследуя прочность вековых красок. Однако музей живет своей жизнью — динамичной и эмоциональной. У Радищевского музея сейчас жаркая пора — он готовится к выставкам русского символизма и авангарда в Брюсселе, которые пройдут с 4 октября в рамках фестиваля "Европалия-2005". Об этом незаурядном событии и о музейной жизни в целом я побеседовала с заместителем директора по научной работе Людмилой ПАШКОВОЙ.

— Людмила Васильевна, чем сегодня живет Радищевский музей?

— Изучение "саратовской школы" живописи мы считаем одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Нам есть кем гордиться, благодаря старейшему в России музею, благодаря творчеству наших земляков — Борисова-Мусатова, Кузнецова, Уткина… Начиная с 2000 года, у нас вышел целый ряд изданий на эту тему, небольшие буклеты о наших двух филиалах — домах-музеях Кузнецова и Борисова-Мусатова.

Потом мы заявились на "Интермузей" — профессиональный фестиваль, который проводится в Москве министерством культуры, и там на нас все обратили внимание — музей получил Гран-при. В прошлом году у нас прошла первая выставка русских символистов, посвященная столетию "Алой Розы". В общем, когда работаешь последовательно в одном направлении, это дает результат. Наш музей, таким образом, был замечен профессиональным сообществом и в Москве, и за рубежом.

— Как родилась идея "гастролей" в Бельгии?

— Есть такая организация в Москве — РОСИЗО, которая занимается пропагандой русского искусства преимущественно за рубежом. Она обратилась к нам с предложением поучаствовать в большом проекте, который проводится в Бельгии раз в два года, — фестивале "Европалия", в рамках которого будет открыто 6 выставок русского искусства.

Среди этих шести одна выставка будет целиком посвящена проекту "Русский символизм — Голубая Роза", и впервые это будет сделано на базе нашего музея. Мы собираемся вывезти в Бельгию более сорока работ — живопись, графику, скульптуру и прикладное искусство, например, блюдо, расписанное Уткиным. Там же, на "Европалии-2005", мы участвуем еще в одной выставке — "Русский авангард: до и после". Однако работы авангардистов уже экспонировались за рубежом, а вот символисты будут выставляться впервые.

— Как вы думаете, с чем связан интерес к русскому символизму и авангарду на Западе?

— Думаю, европейцы понимают, что русский авангард дал очень мощный импульс развитию европейского искусства вообще. Несмотря на то, что после революции Россия была выведена из общемирового контекста, художники, которые сумели до революции и в первые годы после нее реализоваться, заявить о себе, оказали серьезное влияние на европейское искусство. Интерес к авангарду был всегда, правда, сейчас от него не то чтобы устали, но его уже хорошо посмотрели и знают. А что касается символизма — жизнь сегодня такая динамичная, что современному человеку все чаще хочется грез, мечтаний, спокойствия. Ведь когда у тебя все время возникают яркие впечатления, потом хочется расслабиться, успокоиться, помечтать… В общем, для нас это будет замечательный проект, где будет показано русское искусство всего ХХ века. Отследить историю искусства этого периода очень сложно, хоть мы и пытаемся это делать на разных выставках, а вот там будет представлен некий срез этой истории.

— Как проходит подготовка к фестивалю?

— Это очень непростой процесс. Сначала по электронной почте мы высылаем предварительный рабочий список с цветными картинками и размерами работ. Потом приезжают кураторы, они все отсматривают, делается фотосъемка. Организаторы выставки с бельгийской стороны, недавно у нас побывавшие, были потрясены количеством замечательных вещей в музее Саратова, о котором они практически ничего не знают. Будет издан каталог, куда войдут все выставленные в залах шедевры и те, которые сейчас в фондах и редко экспонируются, например, такие художники, как Миллиоти, Савинов, Сарьян. К столетию "Алой Розы" мы сделали серию буклетов, посвященных отдельным картинам художников-символистов, и саратовских, и московских — Машуткина, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина (хотя он, строго говоря, не принадлежал к Алой и Голубой Розе, но он наш, волжанин, к тому же, близкий к кругу символистов).

— А можем ли мы рассчитывать на какую-нибудь ответную выставку, будут ли у нас выставляться шедевры из европейских музеев?

— Это очень сложный вопрос. За рубежом очень хорошо отлажен механизм обмена, ведь каждая вещь страхуется на довольно приличную сумму, и эти страховки не должны носить формального характера. Поскольку мы — бюджетная организация, нам, конечно, очень сложно с финансовой и юридической точки зрения осуществить такой проект с каким-нибудь европейским музеем. Но, в принципе, это возможно.

— То есть финансирует проект, как правило, принимающая сторона?

— Да, в данном случае большую часть расходов взяла на себя Бельгия, и, более того, мы еще зарабатываем на этом, потому что за экспонирование каждой вещи нам выплачивается сумма в зависимости от договора. К сожалению, трудно складываются отношения музеев с меценатами, банками, которые могли бы помочь с финансированием, и мы не в состоянии в одиночку осуществить многие проекты, чтобы повысить интерес публики, особенно молодежи, к русскому и западному искусству. Я надеюсь, что когда-нибудь у нас появятся свои Третьяковы и Боголюбовы.

— Каковы планы музея на ближайшее время?

— К празднованию 60-летия Победы у нас три выставки: сейчас проходит выставка детских рисунков — кстати сказать, представленные на ней работы очень эмоциональны, неформальны; одновременно работает выставка "Наполеон и Александр", посвященная Отечественной войне 1812 года. А через неделю мы открываем выставку на военную тему из своих фондов, там будут и военные плакаты, и живопись, и графика, и документальные материалы. И хочется еще что-то придумать для молодых, которые ходят неприкаянными толпами и не знают, куда себя деть. Это нас сегодня по-настоящему беспокоит.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5052005123033&oldnumber=296