"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 15 (294) от 21 апреля 2005 года

ХудСовет

Русская душа французской гитары

Ирина КАБАНОВА

Редко отыщется равнодушный к гитаре человек. Пожалуй, это самый демократичный инструмент, способный объединить и приверженцев высокого искусства, и любителей побренчать на двух аккордах. И какова бы ни была власть дворовых песен, вторые тянутся к первым, когда за дело берется профессионал.

На прошлой неделе ценители классической гитары имели возможность побывать в филармонии на концерте профессора консерватории города Ниора (Франция) Филипа Вилла. Никакой помпезности: на сцену вышел скромно одетый человек и, тепло поприветствовав зал, сразу начал играть. Лишь недавно вновь вернувшийся к игре после травмы руки музыкант исполнил произведения Коста, Альбениса, Джулиани и других классиков XVIII-XIX веков, постепенно переходя к вариациям на русскую тему — "Тройка", "Цыганочка", фольклорные мотивы оказались очень близки французскому музыканту. По его собственным словам, русская музыка для него предпочтительнее классики европейских композиторов, поскольку в ней в полной мере может быть выражена широта души. В качестве иллюстрации к "вопросу о душе" маэстро отметил разницу в произнесении тостов у французов и у русских: главным лейтмотивом первых является простое "ваше здоровье!", вторым необходимо "уместить в тосте всю Сибирь". Пожалуй, этим объясняется интерес западных музыкантов к русской музыке: заключенная в ней особенность национального характера позволяет восполнить эмоциональный пробел сдержанных европейцев, да и прием российской публики способен воодушевить любого.

Говоря о самом исполнении, хочется отметить, насколько маэстро владел техникой: полифония, если не смотреть на сцену, навевала впечатление, что звучит целый ансамбль, а во время исполнения мотива "Марсельезы" маэстро настолько виртуозно сымитировал на струнах вступление на ударных, что зрители заволновались: а гитара ли это вообще?

Ну, а потом месье Вилла "пошел в народ", спустившись в зрительный зал вместе с гитарой. Вообще, стиль поведения западных музыкантов, играющих классику, имеет свои отличительные особенности, в частности, те более открыты публике и запросто затевают разговор с аудиторией прямо со сцены в перерывах между произведениями, что, естественно, очень сближает исполнителя и слушателя. Сегодня музыкальные салоны перестали дышать чопорностью и преувеличенной серьезностью атмосферы, и это позволяет приобщить к классической музыке самую разномастную публику. Так что привить "массам" хороший вкус представляется не такой уж невозможной задачей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=23042005142811&oldnumber=294