"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (292) от 7 апреля 2005 года

Родителям О Детях

Стильное воспитание

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Воспитание детей в любые времена и в любом обществе является одним из самых непростых дел. Однако же, большинство родителей начинают заниматься этим сложным делом, не имея зачастую хоть сколько-нибудь ясных представлений. Обычно считается, что сами родители воспитывались в семье, в школе, и получили навыки того, как именно нужно относиться к детям и воспитывать их. Но это — иллюзия.

Такие разные семьи

Во многих семьях в наши дни дети остаются без должного внимания. И по прошествии некоторого времени родители, все же осознав, что детей они запустили, совершают еще одну ошибку: стремятся как можно быстрее, одним махом "перевоспитать" ребенка. Не менее типична картина, когда единственный в семье ребенок захватывает привилегированное положение, ему все позволяется, а каждое его желание немедленно исполняется. Результат — в семье вырастает тиран, переносящий впоследствии такую модель построения отношений и на других людей.

Семьи бывают разными. Такие, в которых детей уважают, откликаются на их проблемы. В других, ориентированных прежде всего на материальное благополучие, детей с малых лет приучают к прагматическому взгляду на жизнь и людей. Антисоциальные семьи, которые даже не семьи, а проходные дворы, а для детей — как гостиница…

Современные исследователи семьи выделяют три типа, или стиля, отношений в семье и столько же вариантов семейного воспитания. Первый из них — авторитарный, при котором отношения в семье и воспитание детей характеризуются жесткостью и строгостью, чрезмерной требовательностью. Старшие безапелляционны, их главное "оружие" воспитания — это угрозы, понукания, требования и принуждение. Совершенно естественно это вызывает у детей чувство страха, беззащитности. Это ведет к внутреннему сопротивлению, которое внешне проявляется в грубости, часто подчеркнутой, во лживости и лицемерии. Излишние требования старших вызывают в детях в одних случаях агрессию, в других — пассивность, апатию. У детей развивается социальное отчуждение. Такими они и выходят в самостоятельную жизнь.

Либеральный стиль отношений в семье и воспитания строится на прощении всего и вся, полной толерантности к поведению детей и попустительстве. Основа этого стиля — любовь к детям, заставляющая старших закрывать глаза на все их качества и поступки, какими бы они ни были. Ребенку потакают во всем, гонясь за его привязанностью, родители не замечают, что растет эгоист, расчетливый и лицемерный, умеющий манипулировать людьми.

Третий стиль — демократический. Для него характерны гибкость и внутренняя раскрепощенность. Родители открыто и ясно говорят детям о мотивах своих требований. Уважают мнение детей, их позицию. В результате у детей развивается самостоятельность мышления, суждений, принятия решений и поведения. Одновременно они растут послушными, инициативными и с развитым чувством собственного достоинства.

Самая трудная пора

В возрасте десяти-двенадцати лет у ребенка начинается самая трудная пора: он становится подростком и начинает переосмысливать жизнь, свою и окружающих. В этом возрасте нужны более разумные и одновременно твердые меры для того, чтобы удержать ребенка от ненужного и вредного. А именно этих мер у многих родителей и не оказывается. Долгие годы такие матери и отцы всяческими способами уклонялись от занятий со своими детьми. Теперь же они делают еще одну, вполне закономерную ошибку: детям предоставляется полная свобода действий. Свобода, которой те еще не умеют пользоваться.

Но приходит момент, и родители спохватываются, пытаются вернуть себе влияние на ребенка. Однако же, всякая "переделка" это гораздо более трудный и неприятный процесс, чем правильное воспитание. В ходе резкого "перевоспитания", принятия строгих мер изменяются не только отношения в семье. Травмируется и нервная система ребенка: в результате применения такого "метода" воспитания возникает вполне реальная возможность превратить его в неврастеника.

Метод означает способ

Методы воспитания в семье — это пути, способы влияния, воздействия родителей, старших на мышление и поведение детей. В целом, они совпадают с общими методами воспитания, но имеют определенную специфику. Родители порой интуитивно используют общие методы воспитания в семье, даже не отдавая себе в этом отчета. Это и убеждение, и личный пример, и поощрение, и наказание. Культурные и развитые в отношении педагогики родители создают и используют воспитывающие ситуации. Выбор методов зависит в первую очередь именно от педагогической культуры родителей, то есть от того, как они понимают цели воспитания, свои роли в нем, какие у них представления о ценностях, каков стиль отношений в семье. В силу всего этого методы семейного воспитания очень зависят от личности родителей, они от нее просто неотделимы.

Метод поощрения используется, в основном, в тех семьях, где отношения с детьми близкие, дружественные, а строгость и наказание характерны для отчужденных, холодных отношений в семье. Но даже один и тот же метод приобретает ярко выраженные личные черты. Например, убеждение у одних родителей — это мягкое внушение чего-либо, а у других — крик и угроза. Какой метод выбрать, зависит от тех приоритетов, которые родители ставят перед собой. Ведь одни хотят воспитать в своем ребенке прежде всего послушание, и их методы в силу этого направлены на безоглядное исполнение ребенком требований родителей. А другие находят более важным научить ребенка мыслить и поступать самостоятельно, поэтому развивают у него инициативу и методы подбирают соответственные. В любом случае, важны знание и понимание родителями своих детей, личный пример, авторитет родителей, совместная с детьми деятельность и родительская педагогическая культура.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8042005095658&oldnumber=292