"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (291) от 31 марта 2005 года

ХудСовет

Утилитарное и художественное

Александр ДАВИДЕНКО

В галерее "Феникс 94" проходит бенефис молодой художницы И. Карповой. Оценивать ее творчество можно по-разному, потому что оно достаточно спорно. И самый первый вопрос, который при этом возникает: как ее позиционировать — как серьезного живописца или как дизайнера по интерьерам? Характер представленных работ, их художественный уровень и склонность к грубому тиражированию небольшого количества мотивов, при несомненном техническом мастерстве и достаточно удачных, но пока малочисленных попытках выйти за рамки внешне виртуозного исполнительства, позволяют заключить, что И. Карпова, по большей части, относится ко второй категории. Впрочем, это нисколько не уменьшает интереса к ее произведениям и общего впечатления от выставки в целом.

Показанные работы балансируют на грани между художественностью и утилитарностью, часто совмещая в разной степени обе эти функции. Реализацию творческих задумок художника можно условно разделить на три группы, т. к. в них разрабатываются практически только три основных сюжета: "неопределенный пейзаж", "птичья тема" и "блаженные лики".

Попытки, воспользовавшись чисто живописными приемами, решить задачу написания пейзажей, в том числе городских, оказываются неудачными, т. к. собственно живописного начала в ее работах мало, колористом ее также назвать нельзя, а рисунок, доминирующий как в "славянских", так и в "романских" пейзажах, откровенно слаб и словно выполнен с помощью набора линеек и лекал.

В птичьей теме главенствует ритм, создаваемый причудливым узором великолепного оперения, не устремленного линейно по вертикали или горизонтали, а закрученного в сложном вихревом танце. Этот наиболее сильный элемент орнаментального искусства лишь в некоторых работах наилучшим образом поддержан не только линией и штрихом, но и цветом, что делает живописную поверхность выпуклой, напоминающей узорчатые латы в боевой раскраске, а саму живопись уподобляя тонкой гравюре.

В период расцвета стиля "модерн" живописный декоративизм получил огромное распространение и признание. У М. Врубеля ("Демон поверженный", "Богатырь") прекрасный растительный и "перьевой" орнамент помогает усилить ощущение романтического, героического или драматического звучания живописной темы. К сожалению, у И. Карповой орнамент не выполняет этих функций, он не может ей в этом помочь, т. к., словно Нарцисс, занимается самолюбованием, при этом в своей активности он ослабляет и поглощает иные мотивы и темы, делая их второстепенными и несущественными.

Это особенно ярко проявляется в третьей группе работ, использующих иконописную стилизацию. Ее основу составляют бесчисленные "Берегини", представляющие собой плоские, невыразительные лики, словно венцом, охваченные сложным декоративным узором, который, доминируя на поверхности, воспринимается в целом как богатый оклад, одетый на самую заурядную живопись. Подобный прием орнаментализации с блеском использовал Г. Климт в многочисленных портретах, но у него декоративная фантазия не была такой однообразной, отличаясь многоликостью форм, линий и красок, что способствовало, а не препятствовало выявлению чувственного или духовного начала. Утилитарное назначение этой серии у И. Карповой очевидно: ограниченный набор "типовых" интерьеров в новостройках требует декоративных пятен на стенах с узнаваемыми, пользующимися устойчивым спросом мотивами. Впрочем, это хороший маркетинговый ход, учитывающий психологию массового клиента. Справедливости ради надо сказать, что две работы "сюжетного" характера из этой серии выгодно отличаются от многих других. Это "Ночная стража" и "Источник". В них живописное пространство не перенасыщено изощренным узором, что позволяет неспешно всматриваться, вдумываться и почувствовать определенную прелесть в несколько театрализованной условности композиций и статуарности поз героев.

Осмотрев экспозицию, можно сделать несколько выводов:

— во-первых, в представленных работах пока не наблюдается гармонии между декоративностью как таковой и глубокой содержательностью философского, этического или эмоционального порядка в силу практически полного отсутствия второй составляющей;

— во-вторых, если бы на выставке было показано не более десятка разнохарактерных работ автора, то ее можно было бы назвать не только интересной, но и успешной, но огромное количество "клонов" смазывает общее впечатление и выявляет явно коммерческий подтекст этой затеи;

— в-третьих, на данном этапе творческого развития И. Карповой мы все-таки имеем дело с живописной формой оформительского и прикладного искусства, рассчитанного на эстетическую организацию интерьеров жилищ и офисов мифического "среднего" класса, не перегруженного финансовым капиталом и культурными традициями.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1042005103520&oldnumber=291