"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (291) от 31 марта 2005 года

Кому на Руси свобода важнее равенства

Маргарита СПИРИЧЕВА

Средний класс был везде и всегда. Например, в Древнем Египте к нему можно было отнести офицеров, писцов и рядовых жрецов; в Древней Греции — землевладельцев и воинов. А в средние века "средне" жили купцы и ремесленники, ученые, судейские чиновники и наемники. В наше время к среднему классу относят владельцев и совладельцев малого и среднего бизнеса, предпринимателей, менеджеров, госслужащих, квалифицированных рабочих. Поскольку именно средний класс во многом формирует взгляды общества и существенно влияет на состояние экономики, то социологи не устают присматриваться к привычкам и пристрастиям его представителей. Недавно компания "ROMIR Monitoring Саратов" провела круглый стол для компаний и СМИ по результатам исследования "Стиль жизни среднего класса". Оказалось, что с помощью исследования развеяно много мифов.

Идентификация

Один из мифов заключался в том, что кризис 1998 года уничтожил средний класс. Ничего подобного! В средний класс при проведении этого исследования социологи отбирали по заявленному уровню доходов. И если в начале исследований в 1999 году средним классом считали тех, кто имел не меньше 100 долларов ежемесячного дохода на каждого члена семьи, то сейчас планка поднялась до 250 долларов, а в Москве — до 350 долларов. Дело в том, что нижняя граница доходов среднего класса должна в 2-2,5 раза превышать прожиточный минимум. Верхнюю границу установить сложнее. Опытным путем она была установлена в 1500-2000 долларов на человека, так как люди, зарабатывающие больше, начинали обижаться на название "средний класс".

Самоидентификация — важный, но не вполне достоверный критерий. Если в 95-97 годах относили себя к среднему классу 30-40 процентов жителей, в 2000-2002 годах — уже 40-50 процентов, а в 2004 году — все 60-70 процентов. Но ощущать — еще не значит быть. И если применить критерий доходов, то доля среднего класса в населении страны на прошлый год составит лишь 25-30 процентов. Для сравнения: в 2001-2002 годах эта доля составляла всего 15-20 процентов. Если считать не в процентах, а в людях, то в 2001 году их было 20 миллионов, а в 2004 году — 40-45 миллионов человек. Основная масса "средних" находится в зоне заработка до 500 долларов (30 процентов от населения всей страны или 31 миллион человек). А средний доход на одного представителя среднего класса — 450 долларов, что составляет примерно 55 процентов в совокупном доходе населения.

Для большинства представителей среднего класса зарплата — единственный источник доходов. 61 процент работает по найму на постоянной основе. Хотя есть среди среднего класса и предприниматели, и люди, получающие социальные трансферты (студенты, безработные). Еще один миф, что средний класс — это предприниматели. Однако это слишком узкая трактовка. Вот обратное утверждение верно: все предприниматели относятся к среднему классу. Треть "средних" работает в промышленности, строительстве, транспорте, связи; почти столько же — в торговле и услугах. Немало — 17 процентов — занято в социальной сфере (образование, здравоохранение, наука, культура). И далее по убывающей по 7-9 процентов приходится на финансовую сферу, государственную и военную службу и сферу коммуникаций (реклама, туризм, журналистика, консалтинг). Большинство проживает или в мегаполисах, или в крупных городах.

Знание — сила

К разряду мифов можно отнести мнение, что в России, чтобы быть обеспеченным человеком, не обязательно иметь высшее образование. Ничего подобного: установлена связь между уровнем образования и уровнем доходов. 60 процентов отобранных по уровню доходов респондетов заявляли, что имеют высшее образование. Между прочим, по статистике его имеют только 30 процентов жителей городов. При этом 30 процентов от всего среднего класса имеют техническое образование, 24 — гуманитарное, а 6 процентов — различные научные степени. Еще 4 года назад ситуация была другой: половина людей с высшим образованием входила в средний класс, а половина не входила. Сейчас 70-80 процентов людей, имеющих высшее образование, подходят под определение среднего класса. Впрочем, в будущем они неминуемо будут разбавлены людьми со средним специальным образованием: ожидается рост среднего класса за счет специалистов и квалифицированных рабочих.

С другой стороны, считалось, что заработать достаток в современной России можно лишь сверхнапряженными усилиями. Оказалось, дело обстоит не так, хотя "средние" работают в среднем больше бедных. Если среди малообеспеченных средняя продолжительность трудовой недели составляет 35 часов, то у среднего класса — 44 часа. 60 процентов их иногда работают по субботам, 20 процентов часто бывают в командировках.

У нас в России пока не работает классическая кривая зависимости доходов от возраста. Если на Западе от 20 до 65 лет доходы стабильно растут, то у нас в 90-е годы имела место обратная зависимость: люди в возрасте хуже приспосабливались к новым временам, чем молодые, и меньше могли заработать. Сейчас ситуация несколько изменилась: наиболее обеспеченными являются 30-летние, далее, с небольшим отрывом, 40-летние, 20-летние, а 50-летние им значительно уступают.

Потребление

Средний класс существенней остальных влияет на сферу потребления. Он составляет 90 процентов недельной аудитории интернета и годовой аудитории кинотеатров. Средним классом куплено 80 процентов домашних персональных компьютеров, 60-75 процентов одежды и обуви, бытовой и видеотехники, мебели, они являются половиной абонентов мобильной связи. 10 процентов из представителей среднего класса являются новаторами, то есть первыми покупают новые товары. А больше половины регулярно потребляют товары известных марок — брэнды. Динамику потребления можно проиллюстрировать на рынке автомобилей: если в 2002 году средний класс купил 40 процентов автомобилей (и в стоимостном, и в натуральном выражении), то в 2004 году — уже 60 процентов. По данным исследования РОМИРа, в 6 из 10 семей среднего класса есть автомобиль. Причем в нижней половине доходов его имеет только половина семей, а в верхней половине — 75 процентов. Более половины автопарка среднего класса — это отечественные автомобили, но чем выше доход, тем больше становится иномарок. Еще один миф — что автомобиль меняется часто. Нет, представители среднего класса делают это в среднем раз в 4 года, причем на нижней границе этот срок удлиняется до 6 лет, а на верхней сокращается до 3,5 лет. Кстати, такой временной промежуток в среднем характерен и для США.

Известно, что средний класс, в каком бы городе не жил, имеет больше общего между собой, чем с малообеспеченными жителями из своего же города. В частности, это касается структуры потребления. По результатам исследования ВЦИОМа, россияне вообще половину своих доходов тратят на еду и четверть на оплату коммунальных услуг. Но у среднего класса другой расклад. По результатам исследования РОМИРа, доля расходов на питание у них существенно ниже — всего 25-35 процентов. Довольно много — 30-45 процентов — тратится на услуги, причем высока доля так называемых необязательных услуг (театры, рестораны и т.п.). На эти цели у них уходит даже больше, чем на летний отдых. Жилищно-коммунальные услуги, расходы на транспорт и связь относятся к обязательным и не столь существенны, как в среднем у населения страны. 47 процентов хотя бы раз за последние три месяца были в кинотеатре, 41 процент — на спектакле или концерте, 75 процентов регулярно читают книги. Но при этом 12,5 процентов за последний год ни разу не отдыхали за границей.

За четыре года исследований доля услуг в структуре расходов все время увеличивается. И одновременно меняется отношение к балансу отечественное-импортное. Например, одежду сейчас предпочитают покупать отечественную, а автомобили — импортные. Хотя вообще поведение среднего класса меняется медленно. Например, у нас средний класс слишком много, по сравнению с западными "одноклассниками", тратит на одежду: если там эти расходы составляют всего 6-7 процентов от всех трат, то у нас в 2000 году было 13-16 процентов, а сейчас их доля снизилась до 10 процентов. Как предрекают социологи, доля трат на одежду будет и дальше снижаться, но при этом в денежном выражении затраты останутся на прежнем уровне. А вот другие траты: оплата образования, медицинской помощи, содержания жилья — будут неизбежно расти.

Существенный перелом в структуре потребления среднего класса может случиться, если в нашей стране реально заработает ипотека. Дело в том, что сейчас средний класс может купить все, кроме жилья. И потребительский бум во многом связан именно с тем, что на бытовую технику и путешествия идут средства, которые в другой ситуации и другой стране шли бы на оплату ипотечного кредита. Если ипотека заработает, то можно прогнозировать сворачивание расходов на текущие нужды, за исключением тех, что связаны с новым жильем: мебель, крупная бытовая техника, строительные материалы.

Взгляды

Национальную идею нашего среднего класса можно сформулировать коротко — "нормальная жизнь". Сюда входит дом (семья, дети), интересная работа и друзья (общение). Этого для счастья среднему классу достаточно. Больше всего его представители ценят интеллект, порядочность и профессионализм. Наиболее волнующая проблема современности — инфляция. Все остальное следует с большим отрывом: алкоголизм-наркомания, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, коррупция, произвол властей, образование…

Политические предпочтения среднего класса выглядят следующим образом. 54 процента голосовали за Путина и "Единую Россию". Но 28 процентов считают, что им нужна "партия среднего класса". Трети нравится система правления Западной Европы, и 15 процентам — США. Около 80 процентов респондентов затруднились оценить, как они относятся к новой системе назначения губернаторов. Лишь по 5-6 процентов оценили эту систему положительно и столько же — отрицательно. За назначение мэров крупных городов ратует одна пятая, а одна десятая — против. Около трети респондентов по этому поводу заметили, что все равно ничего не изменится, четверть заявила, что будет хуже, а одна десятая — что лучше. При этом 52 процента не доверяет ни одному институту российского общества, и 73 процента считает, что права личности в нашей стране не соблюдаются. Надо отметить самое главное отличие среднего класса от бедных: они ставят свободу выше равенства. Когда перед респондентами жестко поставили вопрос: несмотря на то, что и равенство, и свобода одинаково важны, что бы вы выбрали для себя, 45 процентов выбрали свободу. Четыре года назад соотношение было ярче: 60 процентов выбирали свободу, 25 процентов — равенство, и 15 процентов не могли выбрать. Если брать классические опросы ВЦИОМа, то более 50 процентов среднестатистических россиян (то есть с доходом до 200 долларов) выбирают равенство.

Средний класс живет не только сегодняшним днем и не только мирскими проблемами. 86 процентов респондентов считают себя верующими, 67 процентов — православными. Из них 40 процентов иногда посещают религиозные службы. Но, несмотря на это, всего 27 процентов верят в существование греха, 17 процентов — в рай и ад. И лишь 21 процент верит в жизнь после смерти. Зато целых 49 процентов верят в амулеты и обереги, то есть путают религию с магией. Тем не менее за 4 года сократилась доля атеистов (до 15 процентов) и доля тех, кто верит "вообще" (до 12 процентов).

Будущее

Социологи предрекают, что средний класс в нашей стране будет и дальше увеличиваться, если, конечно, с экономикой страны не случится ничего плохого. Правда, уже не такими темпами. Роста в два раза в ближайшее время ждать не стоит, но рост и доходов, и людей, получающих эти доходы, будет. Ближайшим резервом является 8 процентов населения (12 миллионов человек), которые уже сейчас стоят на пороге среднего класса, зарабатывая по 200-250 долларов на человека. А есть еще самая массовая часть населения — 45 процентов получают от 100 до 200 долларов в месяц на члена семьи. Вот когда их доходы достигнут уровня среднего класса, то наша страна станет по-настоящему стабильной.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1042005103400&oldnumber=291